будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет экономика Владимир Потанин
Июнь 15, 2025
Мир
Сакоян Анна

Интернет-активы по завышенным ценам

Интернет-активы по завышенным ценам
тюльпаны
Тюльпаномания в Нидерландах. XVII век

После того как компания ПрофМедиа опубликовала 14 августа 2014 г отчетность., в прессе появилось множество заметок, сообщающих, что «миллиардер Владимир Потанин потерял на интернет-бизнесе несколько сотен миллионов долларов» несколько сотен миллионов долларов.

Отчетность содержит в себе, в частности, подробности сделки между Потаниным и Александром Мамутом, заключенной в марте 2013 г. Речь идет о слиянии активов в рамках холдинга Rambler&Co. Со стороны Мамута (SUP Media) туда вошли Gazeta.ru, Championat.com, и LiveJournal. Со стороны Потанина – портал Rambler, ИД «Афиша», Lenta.ru, сервис Price.ru и система контекстной рекламы «Бегун». В 2006 г. Потанин заплатил за эти активы $550 млн. В декабре 2016 г. он получит за них $295 млн., то есть на $255 млн. меньше, чем при покупке.

Как показывает опыт, в плане роста или падения стоимости интернет-активы в массе своей действительно весьма непредсказуемы. В начале 2014 г. о стоимости интернет-компаний подробно писал Джон Кассиди (John Cassidy) в журнале The New Yorker. В этом материале он задался вопросом о том, какой из известных крупных интернет-активов в настоящий момент наиболее завышенная рыночная стоимость. Непосредственным поводом к появлению этого текста стало резкое и неожиданное падение стоимости акций интернет-компаний в последнюю неделю января. Более общий его контекст – это продолжающаяся дискуссия о том, как следует оценивать перспективность интернет-проектов, с точки зрения инвестирования.

Онлайн-бизнес в целом еще очень юный, и методы прогнозирования его ценовой судьбы несовершенны из-за недостатка опыта. При этом интернет-предпринимательство, очевидным образом, развивается, стабилизируется и начинает вырабатывать более устойчивые, чем прежде, бизнес-модели. Сейчас авторы, обращающиеся к теме стоимости интернет-активов, часто вспоминают пузырь доткомов, который начал расти в конце 1990-х гг., достиг пика в 2000 г. и окончательно сдулся к 2001 г. Это был короткий период, когда на только начавшие развиваться онлайн-бизнесы возлагались большие надежды, что, в частности, выразилось в разговорах о «новой экономике». Когда пузырь лопнул, тысячи появившихся во время бума интернет-компаний обанкротились. Были даже процессы против некоторых предпринимателей (их обвиняли в растрачивании денег акционеров). Были, с другой стороны, и те, которые уцелели и продолжили набирать обороты, в их числе Google, Amazon.com и eBay.

О пузыре доткомов сейчас вспоминают с двоякой мотивировкой. Первое: это был поучительный эпизод, когда неадекватная оценка технологических бизнесов привела к серьезным убыткам. Второе: на сегодняшний день рынок существенно изменился, ситуация с технологическими компаниями принципиально иная, а те параметры, которые считались показательными в период бума, большей частью уже нерелевантны, поэтому необходимо искать более современные методы оценки интернет-компаний. «Большинство безосновательных выкладок "новой экономики", к счастью, уже исчезли, - писал в Инвестопедии в 2013 г. эксперт по инвестициям Райан Фэрманн (Ryan C. Fuhrmann), - а интернет-индустрия существенно повзрослела со времен того пузыря. Многие фирмы его пережили, а некоторые даже вышли в лидеры рынка, разработав действительно хорошие бизнес-модели».

Большинство аналитиков сходятся на том, что стоимость интернет-активов строится иначе, чем в случае с обычными оффлайн-бизнесами. Известно, что интернет-проект может оказаться очень прибыльным. Известно также, что даже с очень популярнными проектами следует проявлять осторожность. Вопрос в том, каким образом оценивать риски и перспективы.

Фэрманн считает, что при оценке интернет-компаний необходимо учитывать как традиционные показатели стоимости, так и более специфические параметры, характерные для этой отрасли. Из традиционных он выделяет три основных метода оценки. Первый – это доходный метод, когда оценивается денежный поток фирмы в будущем и потом пересчитывается (дисконтируется) в соответствии со стоимостью на настоящий момент. Второй – это сравнительный подход, при котором перспективы компании рассчитываются на основе сопоставления некоторых показателей у нескольких аналогичных компаний. В число этих показателей обычно входит отношение рыночной стоимости к фактическому доходу компании, стоимость предприятия к продажам и т.п. Наконец, третий подход состоит в высчитывании разницы между реальной стоимостью всех активов и реальной стоимостью долгов компании. В дополнение к этим расчетам, считает Фэрманн, нужно также учитывать такие показатели, как размеры аудитории сайта, причем с сопоставлением уникальных посещений и общего числа пользователей на сайте, так как наличие у ресурса лояльной аудитории дает хорошие возможности для рекламы.

Однако, заключает Фэрманн, оценка интернет-компании по-прежнему в значительной мере остается интуитивной. «Большинство упомянутых техник оценки требуют некоторой исторической информации, чтобы быть действительно показательными в плане оценки стоимости. Это может быть проблемой для быстро развивающейся интернет-фирмы, потому что ее послужной список может быть слишком незначительным относительно тех оборотов, которые она наберет в ближайшем будущем». Таким образом, адекватных способов оценки интернет-бизнесов еще не разработано, и этот недостаток, считает Фэрманн, следует восполнить как можно скорее.

Кассиди для решения своей задачи – установить, у какого интернет-проекта самая завышенная стоимость, - ограничился сопоставительным подходом. Он взял с Yahoo Finance данные по крупнейшим онлайн-проектам и сопоставил следующие показатели:

  • отношение рыночной цены к фактическому доходу за последний год;

  • отношение рыночной цены к инвентарной стоимости;

  • отношение первого показателя к предполагаемым темпам роста дохода деленное на отношение рыночной стоимости предприятия к денежному потоку.

По итогам сопоставления наименее адекватная (по меркам оффлайн-бизнеса) рыночная оценка в оказалась у микроблога Twitter и у интернет-радио Pandora. При низких, если не отрицательных показателях по доходности они продолжают занимать высокие позиции в рейтинге (даже после общего падения стоимости акций в тот момент). Наиболее адекватная оценка, с точки зрения соотношения рыночной цены и реальных показателей, у Amazon и LinkedIn.

Тем не менее, по поводу Твиттера Кассиди подчеркивает, что вывод о завышенной оценке сделан исключительно на основе подхода, применяемого преимущественно к традиционным бизнесам и в этом смысле не слишком показателен. У него действительно большие расходы, потому что его руководство сейчас вкладывается в расширение штата. Этим может объясняться низкая прибыльность компании на тот момент. При этом его аудитория не уменьшается и остается лояльной, что позволяет его руководству рассчитывать на резкий рост прибыли в перспективе.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).