Сегодня утром Иран снял печати МАГАТЭ с ряда своих ядерных объектов и возобновил исследования в ядерной сфере. Об этом в эфире государственного телевидения заявил замглавы иранской Организации по атомной энергии Мохаммад Саеди.
Кроме того, представители МАГАТЭ подтвердили, что сняты печати с завода по обогащению урана в Натанзе, где расположен комплекс газовых центрифуг, с помощью которых Иран намерен производить ядерное топливо. Впрочем, Мохаммад Саеди уверяет, что производить ядерное топливо Иран пока не будет – дело ограничится только возобновлением ядерных исследований.
Иранская сторона утверждает, что разрешение на снятие пломб было получено от руководства МАГАТЭ в ночь на вторник, а работы на расконсервированном оборудовании будут проходить под контролем МАГАТЭ. Однако генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи заявляет, что разочарован. «Я начинаю терять терпение, международное сообщество тоже, под вопрос поставлен весь процесс инспекций», - сказал он в своей штаб-квартире в Вене.
Он сообщил, что за последние месяцы «не было зарегистрировано значительного прогресса» в получении МАГАТЭ новой информации о ядерной энергетической программе Ирана. В результате, говорит аль-Барадеи, на предстоящем в начале марта очередном заседании совета управляющих МАГАТЭ он не сможет сказать, имеет ли ядерная энергетическая программа Ирана военную составляющую или нет.
Как сообщают дипломатические источники, руководство МАГАТЭ сейчас испытывает особую обеспокоенность по поводу объекта в Натанзе. «Натанз является для нас "красной чертой", которую Иран не должен переступать», - заявил сегодня ИТАР-ТАСС высокопоставленный представитель «европейской тройки».
Озабоченность в связи с намерением Ирана возобновить работы по обогащению урана выразил даже глава МИД России Сергей Лавров. На совещании президента с членами правительства он отметил, что это делается «вопреки мораторию, который был согласован между Ираном и eвропейскими странами, и вопреки тому, что эта договоренность была зафиксирована в решениях МАГАТЭ».
Иран добровольно ввел мораторий на работы по обогащению урана около двух лет назад на время переговоров на эту тему с «европейской тройкой» - Великобританией, Францией и Германией. Однако эти переговоры результатов не дали. США и страны Запада по-прежнему подозревают Тегеран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы «мирного атома», а Иран настаивает, что намерен заниматься обогащением урана исключительно в мирных целях.
Накануне глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи сказал, что своими действиями Тегеран практически исчерпал лимит терпения мирового сообщества.
В понедельник французский министр иностранных дел Филипп Дуст-Блази выразил «крайнуюю озабоченность» ситуацией. «Возобновление ядерных исследований в Иране не может быть объяснено никакими ясными гражданскими целями», - сказал французский министр. Он добавил, что у международного сообщества «по-прежнему сохраняются сомнения по поводу природы ядерной программы» Ирана.
«Мы призываем Иран безотлагательно и без каких-либо условий пересмотреть свое решение», - сказал Дуст-Блази, выступая на пресс-конференции в Париже после переговоров с верховным представителем по внешней политике ЕС Хавьером Соланой.
Солана же охарактеризовал ситуацию как «очень серьезную». «Необходимо приложить все усилия, чтобы убедить иранцев вернуться к переговорам», - сказал он.
Теперь ядерное досье Ирана может быть передано в Совет безопасности ООН на предмет введения экономических санкций против Тегерана.
Министр обороны РФ Сергей Иванов надеется, что напряженность вокруг ядерной программы Ирана не перерастет в вооруженный конфликт. Иванов признает, что иранская ядерная проблема существует, но, по словам министра, ее нужно решать «политико-дипломатическими средствами и в рамках МАГАТЭ».
Сейчас в Тегеране находится делегация представителей Совета безопасности и МИД РФ. Представители Совета безопасности намерены продолжить переговоры о создании на территории России совместного российско-иранского предприятия по обогащению урана.
Именно этот вариант решения иранской ядерной проблемы был предложен Россией в конце прошлого года, однако в Тегеране положительного ответа на это предложение до сих пор не дали.