будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Ирония вместо стратегии

Ирония вместо стратегии
98.bmp

Стремление российской власти перевести разговор о сложных политических проблемах из содержательной плоскости в плоскость пиара уже давно стало фирменным стилем. На острые вопросы журналистов и экспертов (главным образом иностранных) российские лидеры отвечают лукавыми усмешками или шутками на грани фола. В этом ряду находятся угрозы и «замочить террористов в сортире», и «сделать обрезание» тем, кто сочувствует исламским радикалам. Не стала исключением и последняя пресс-конференция Владимира Путина. Здесь чувство юмора президента снова дало о себе знать. При этом наиболее яркие «остроты» относились к проблемам российской политики на Кавказе.

Кавказская проблематика не стала доминантой пресс-конференции, однако нельзя не отметить несколько путинских высказываний, которые лучше многих «кремленологических» умозаключений дают представление о том, какую политику Россия проводит в этом непростом регионе, как она понимает свои цели и задачи.

Сразу же следует отметить, что проблемы российского Северного Кавказа в ходе диалога Путина с прессой не были рассмотрены. Ни проблемы Дагестана (где террористическая активность еще с 2005 года интенсивно растет), ни осетино-ингушский неразрешенный конфликт (который не раз в 2006 году привлекал внимание экспертов и политиков), ни ситуация в Кабардино-Балкарии (последствия трагедии в Нальчике) и Карачаево-Черкесии (рост активности исламских радикалов) не попали в фокус внимания журналистов и президента РФ. И даже Чечня, ставшая предметом «законной гордости» Кремля (там недавно с помпой отметили окончание очередной «амнистии»), прошла, что называется, мимо. Президент не сказал ничего нового, ограничившисьуже традиционной "высокой оценкой" премьера республики Рамзана Кадырова.

Такое невнимание к Северному Кавказу объясняется той концепцией по поводу данного региона, которая утвердилась в российской элите еще в начале 2006 года. Согласно ей, сегодня Северный Кавказ семимильными шагами продвигается к стабильности и устойчивому развитию. В ходе своей прошлогодней пресс-конференции сам Владимир Путин заявил о наступлении «мирной эры» в Чечне: «Я думаю, что вполне можно говорить об окончании контртеррористической операции – при понимании того, что правоохранительные органы Чечни практически берут на себя основную ответственность за состояние правоохранительной сферы. В Чечне созданы все органы государственной власти, я уже об этом говорил, и вы хорошо об этом знаете».

Ни для кого не секрет, что взгляды российского президента принимаются российским политическим классом, многими СМИ и политтехнологами «по умолчанию». Буквально за две недели до пресс-конференции-2007 полпред президента в Южном Федеральном округе (ЮФО) Дмитрий Козак констатировал, что Северный Кавказ уже стал стабильным и безопасным регионом: «На Северном Кавказе достигнута политическая стабильность. Проблемы безопасности и нестабильности к настоящему времени остались в прошлом… С полной уверенностью можно заявить, что на Северном Кавказе абсолютно безопасные условия. Здесь безопаснее жить и работать на 40%, чем в целом по России…». Откуда взялась цифра 40%, осталось непонятно. Не вполне ясно и то, почему оставшиеся «проценты» стали более опасными, чем Кавказ, и кто несет ответственность за это. Впрочем, сегодня такие вопросы высшей власти задавать не принято. К началу 2007 года в российской политике просто не существует самостоятельных субъектов, которые могли бы это сделать. Точнее, такие субъекты есть, но они являются несистемными игроками. Те же северокавказские «ваххабиты» (салафиты) вполне могли бы поспорить с президентским полпредом.

В отличие от проблем Северного Кавказа, проблемы «замороженных конфликтов» в Закавказье и перспективы российско-грузинских отношений получили интерпретацию президента. Правда, несколько своеобразную. На вопрос журналиста бакинского информационного агентства «Тренд» о перспективах разрешения нагорно-карабахского конфликта Владимир Путин ответил: «Не надо на нас перекладывать эту проблему. Вы должны сами найти приемлемый вариант выхода из этой ситуации». Затем президент продолжил: «А если уже абстрагироваться от очень серьезных вопросов, то нас, конечно, огорчает то, что мы наблюдаем в районе Агдама. Потому что мы рассматривали вопрос недоброкачественной алкогольной продукции, а, как известно, портвейн из Агдама был всегда одним из недорогих и весьма распространенных легких алкогольных напитков на территории Советского Союза. Пусть хоть кто-нибудь восстановит – либо армяне, либо азербайджанцы. Пусть вместе сделают. Пусть это будет общий проект».

Если бы подобный ответ прозвучал из уст артиста в популярной юмористической ТВ-программе, можно было бы посмеяться над оригинальной шуткой. Можно было бы предаться ностальгии и вспомнить студенческие годы, когда портвейн «Агдам» был наиболее доступным напитком для небогатой молодежной компании. Однако из уст президента хотелось бы получить серьезный анализ российской роли в урегулировании самого крупного этнополитического конфликта на постсоветском пространстве.

С одной стороны, наши официальные представители (опять же начиная с президента), «общественные» активисты (ДПНИ и прочие множащиеся день ото дня движения за «чистоту русской крови») говорят о наплыве мигрантов-кавказцев в Россию. С другой стороны, они не хотят участвовать в разрешении этого конфликта. Но разве этот наплыв не стал следствием неразрешенных этнополитических конфликтов? Между тем увеличением армянской общины причерноморская часть Краснодарского края (в Адлере количество армян достигло порядка 40% от общей численности населения) во многом обязана именно карабахским армянам. То же во многом относится и к району Минеральных вод.

Во взаимоотношениях приезжих с «коренным населением» (хотя кто на Кубани и Ставрополье коренной?) возникают проблемы. Занимаясь в течение полутора лет исследованием взаимоотношений южнороссийского неоказачества и мигрантов, автор настоящей статьи видел не раз те проблемы, которые обозначились на Кубани и в Ставрополье после 1991 года, когда карабахский конфликт перешел в вооруженную фазу. В своих интервью мигранты не единожды говорили о готовности вернуться на родину, если конфликт будет разрешен (тут указывали и проблему статуса, и отсутствие социальных перспектив).

При этом азербайджанская община России – так же самая крупная из азербайджанских общин во всем мире. Среди азербайджанцев Москвы, например, значительная доля – выходцы из Карабаха и того же Агдама. Сегодня мы собираемся ограничить их участие в торговле на наших рынках, но при этом проблему урегулирования конфликта хотим переложить на другие плечи. Получается, что и мигранты нам не нужны, и решать политические проблемы их государств мы тоже не хотим. Между тем самый простой способ снизить миграционную активность выходцев из республик Закавказья – активно помочь в миротворческом процессе.

Вместе с тем Кремль не желает и появления на постсоветском пространстве «нерегиональных акторов» (прежде всего США). Но как этим акторам не появиться, если Россия устами своего президента предлагает «не перекладывать на нас эту проблему»? Армения и Азербайджан не могут достичь компромисса и в поисках медиатора «по старинке» ориентируются на Москву. Однако во внешней политике не бывает констант. Там паче, что в Вашингтоне, в отличие от Москвы, готовы эту проблему (и многие другие) «взвалить» на собственные плечи. Свидетельством тому является необычайная политическая активность в деле нагорно-карабахского урегулирования сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайзы. Сегодня именно он – лидер в деле выдвижения политических инициатив. Москва вместо этого предлагает вспомнить историю дешевого азербайджанского портвейна…

Не совсем понятно, зачем в таком случае Россия сопредседательствует в Минской группе ОБСЕ, проводит встречи президентов, министров иностранных дел Армении и Азербайджана, ревнуя к миротворческой активности США и ЕС. Зачем, в конце концов, постоянно говорит о своей особой миссии на постсоветском пространстве? Ведь миссия заключается не в том, чтобы уходить от решения острых вопросов. Никто не говорит, что карабахский узел будет развязан завтра. Однако разрешать этот конфликт, искать пути к преодолению отчуждения армянского и азербайджанского обществ нужно хотя бы из эгоистичных соображений: стабильность в Закавказье будет способствовать реальной (а не виртуальной) стабилизации в республиках Северного Кавказа.

Пока же в Баку, Ереване, Степанакерте и других столицах будет сделан вывод о том, что Москва просто не знает, что ей делать в деле урегулирования карабахского конфликта.

Наряду с карабахским конфликтом на пресс-конференции были удостоены внимания перспективы нормализации российско-грузинских отношений. Многие эксперты и журналисты отметили, что впервые за долгое время Владимир Путин говорил о российско-грузинских отношениях с доброжелательной улыбкой. По мнению президента, возвращение российского посла Вячеслава Коваленко в Тбилиси – первый шаг к нормализации двусторонних отношений. Не обошлось в оценке перспектив российско-грузинских отношений и без иронии: «Когда мы в грузинской прессе видим барабанный бой по этому поводу – что посол вернулся, мы победили, – ну, хорошо, пускай будет такое чувство. Мы очень спокойно к этому относимся», – отметил российский лидер.

При этом для российских граждан и иностранцев за скобками осталось то, почему началась нормализации отношений с Грузией, несмотря на жесткие разногласия наших государств по проблемам Абхазии и Южной Осетии. Была ли политика санкций оправданной? Напомним, что в сентябре 2006 года наш президент говорил о том, что в Грузии победила почему-то «политика Берии». Эта «бериевская» политика окончена или продолжается? С чем связано то, что Россия нормализует свои отношения с Грузией? Это успех российских дипломатов или провал политики санкций? Кто за это повышен в должности или понес наказание? Увы, кроме ироничного ответа, президент даже тезисно не обозначил стратегических целей и задач российской политики на грузинском направлении: чего же мы от Грузии все-таки хотим, каковы наши к ней требования?

За лукавыми улыбками оказался скрыт смысл российской политики не только в Грузии, но и в Закавказье в целом. Проблемы Кавказского региона вообще потонули в девятом вале вопросов о «преемнике», перспективах трудоустройства и самоощущении президента после 2008 года. Похоже, отсутствие государственной стратегии снова подменяется пиаром и внешними спецэффектами. В этой ситуации нелюбимые Кремлем «нерегиональные игроки» наращивают политическую активность, относясь к этому достаточно серьезно. Скорее всего, для юмора, с их точки зрения, время еще просто не наступило.

См. также:

  • Маркедонов. Кавказская миссия России
  • Маркедонов. Американизация Кавказа как проигранный тендер
  • Маркеднов. "Призрак Нальчика" и события в Черкесске
  • Маркедонов. Мирное наступление
  • Маркедонов. Европейский выбор для Черноморского региона

Автор – кандидат исторических наук, завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа.

Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).