будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Нельсон Мандела
Май 20, 2025
Мир
Муравьев Алексей

История про совесть: от террориста до политзаключенного

История про совесть: от террориста до политзаключенного
mandela-8
Нельсон Мандела. Источник: Фото: policymic.com

Кончина Нельсона (Ролихлахла) Манделы, первого черного президента Южно-африканской республики, заставила вспомнить не только его благостную президентскую старость, увенчанную Нобелевской премией мира, но и его лихую молодость с терактами и казнями в организации «Umkhonto we Sizwe». Мандела в качестве террориста-радикала был главным другом СССРв ЮАР. Те, кто учился в советской школе в 1970-х, хорошо помнят линейки и митинги, на которых имя будущего президента ЮАР повторялось несчетно на том же месте, где до этого стояли имена Альенде, Луиса Корвалана или Анджелы Дэвис. 

Для меня Мандела так и остался главным другом советских детей и узником «сателлита Пентагона». И когда он стал нобелевским лауреатом, председателем разных Лиг и благотворительных обществ, то его боевое прошлое благосклонно забылось, а сам он потихоньку занял нишу едва ли не Махатмы Ганди.

Мандела был миротворцем вопреки всему: после его освобождения и отмены апартеида в ЮАР началась серия насильственных актов, погибло много народа. Над делом его жизни – отменой абсурдной и жестокой системы неравноправия – воздвиглась настоящая гекатомба. Но Мандела уже стал символом. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить об одном важном политическом механизме легитимации криминальной и террористической деятельности, который действует во всем мире. Правда ли, что человек, «отсидевший» определенное время за решеткой, уже как бы ни в чем не виноват? Есть ли тюрьма – своего рода чистилище, попав в которое террорист, преступник и убийца как бы «обнуляет» свой счет перед человечеством? Искупают ли тюремные страдания его прежние дела? Кажется, дело не только в «сидении». Это некий архаический механизм, так случилось с Манделой, но так не случилось с Арафатом, хотя и ему дали «Нобелевку мира», а главное - непонятно, применимо ли это к нашим реалиям.

Премьер-министр России Д. Медведев высказался в том смысле, что в России нет политзаключенных, а есть бандиты. Можно спросить тогда, был ли политзаключенным Мандела, призывавший к насильственному свержению власти и каравший ее «пособников», или он был «бандит».

Правильный ответ будет такой: он был, конечно, террорист, но делал это во имя освобождения своей страны от апартеида, а также долго сидел и «перековался». А затем и вовсе стал призывать к миру, и это повернуло его образ на 180 градусов. Миротворцы блаженны. Это религиозный принцип. Нечто подобное происходит в ходе разных революций, когда нелегитимные революционеры нарушают законы, творят бесчинства и убийства, а потом становятся легитимными деятелями. Никто не вспоминал бандитского прошлого, например, Сталина, который грабил ради партийной кассы. Примерно на такой исход, вероятно, надеются все демонстранты, нагибающиеся за камнями, чтобы швырять их в полицейских, или снаряжающих бомбу «ради свободы родного края». И тонкий водораздел, разделяющий былого террориста или бандита от политзаключенного, лежит именно в поведенческой логике смирения и преображения. Она позволяет «забыть и простить». Это своего рода возвышение и оправдание через аскетизм – вспомним знаменитую народную песню, в которой у разбойника лютого «совесть Господь пробудил».

Итак, история Нельсона Манделы – история про совесть, проснувшуюся в душе опьяненного борьбой террориста. По крайней мере, именно такая интерпретация его истории выглядит наиболее вероятно. Будет ли такая метаморфоза с нашими знаменитыми «сидельцами» - Ходорковским, Фарбером, «Пусси райот», а в перспективе – с «болотными узниками» - сказать пока сложно. Сидение само по себе, оказывается, не очищает и не освобождает от былого, вне зависимости, реальное зло это «былое» или выдуманное. Кажется, что такая сложная вещь, как совесть, не вербализируется ни через какой иной язык, кроме религиозного.

Когда все главные наши рокеры поют о том, что их воротит от «праздника в доме культуры» на фоне разрушения всех нравственных и идеальных основ жизни – это проявление совести. Когда невинно заключенный в тюрьму пишет «Чудные дела Божии. За десять лет сколько раз был обмороженным и застуженным и всего-навсего болел только полтора месяца. Все десять лет работал, работал на совесть. Даже других увещал к работе, за что сердились на меня», то мне в этом видна говорящая совесть. А в борьбе до последней капли крови есть только одна важная ценность – она может поставить человека на край, за которым у него проснется совесть. Тут не достоевщина, точнее говоря, механизм этот прочно впаян в нашу матрицу и его придумал не Достоевский. Об этом писал еще в 17 в. пустозерский сиделец протопоп Аввакум, написавший много горячих строк в адрес своих противников, но под конец сказавший «у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить... А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне»!

И когда премьер-министр говорит, что у нас «нет  политзаключенных», он по форме прав, по сути – нет, но хочет сказать он другое: нет у нас настоящего узника совести. Каким стал, по мнению просвещенного человечества, бывший террорист, а теперь миротворец Нельсон Мандела. Смирение, следующее за пробуждением совести – это достояние и приобретение, в нем видится не слабость, но сила.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).