будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Мир
Федюкин Игорь

Из Кананаскиса с любовью

В четверг в крошечном канадском Кананаскисе завершился очередной ежегодный саммит лидеров главных государств мира. Государство эти уже несколько лет называются "восьмеркой", однако восьмое государство, Россия, до сих пор участвовало лишь в обсуждении политических вопросов - а основные, экономические, обсуждались по-прежнему всемером. Так было и на этот раз: Владимир Путин прибыл лишь утром в среду, пропустив экономическое заседание и ужин во вторник вечером. Впрочем, политическая часть саммита прошла для Москвы довольно успешно: коллеги Путина восторженно отозвались о его достижениях на президентском посту (Дума очень удачно подгадала со вторым чтением закона об обороте сельхозземель, и это попало в заголовки ведущих западных газет). Россию решили по-настоящему принять в "восьмерку": начиная с 2006 г. она будет участвовать и в экономических заседаниях, более того, в течение года будет председательствовать в "восьмерке" и проведет у себя очередной саммит.

Примечательно, что главной темой для разговоров на саммите стали не борьба с терроризмом и африканской бедностью, а ситуация на Ближнем Востоке, вернее, последнее выступление президента Буша по этому вопросу, его так называемая "мирная инициатива". Накануне саммита Буш призвал к созданию в неопределенном, но ближайшем будущем палестинского государства, фактически поставив условием удаление Ясира Арафата от власти: если нынешний глава автономии выставит свою кандидатуру на выборах в январе 2003 г., то Америка прекратит помогать палестинцам и оставит их один на один с Израилем. План смутил остальных лидеров: даже верный союзник Тони Блэр вынужден был заявить в лицо американскому президенту, что Запад не должен диктовать палестинскому народу, кого он может выбирать, а кого нет. В том же духе высказались другие лидеры, в том числе и Владимир Путин.

Никто не питает особых симпатий к Ясиру Арафату. Речь о другом: Европа, Япония и Россия не хотят признаваться остальному миру в том, что именно они этим миром управляют, что в их власти назначать и свергать глав государств и правительств, развязывать войны и мирить народы, душить санкциями и бороться с бедностью. Резоны ясны: во-первых, признавшись в этом, они будут нести ответственность за собственное действие или бездействие, за снятие Арафата и Саддама, за назначение Карзая; во-вторых, пойдя на такое вмешательство один раз, они вряд ли смогут обосновать свою пассивность в отношении прочих сомнительных режимов. Премьеры и президенты "восьмерки" все еще притворяются, что народы вольны выбирать своих лидеров, что все страны равны, суверенны и имеют по одному голосу в ООН.

Не притворяется только Джордж Буш.

Много говорилось о том, что его позицию по Ближнему Востоку во многом определяют внутриполитические соображения, странный союз христианских фундаменталистов и еврейских либералов, поддерживающих Израиль. Это, конечно, верно v но его действия укладываются и в русло принятой республиканской логики: спасение утопающих v дело рук самих утопающих; мы согласны рассказать палестинцам, как им спасти самих себя (прекратить теракты, завести эффективное правительство, беспристрастный суд и отказаться от религиозного экстремизма) v но делать это за них никто не будет. Народ должен проявить свой творческий потенциал (предполагается, что таковой имеется у каждого народа), а США готовы устранить препятствия, мешающие мирному строительству и самоорганизации (талибы, Саддам, Арафат).

Таким образом Америка признает собственную исключительную роль в мире. Главной своей обязанностью США в лице своего президента считают вынесение морального суждения, на что так и не могут решиться толерантные и испорченные постмодернизмом европейцы. Собственно, именно это суждение и выражают многочисленные рейтинги экономической свободы, мониторинги соблюдения прав человека, списки политзаключенных, составляемые в ЦРУ, Госдепе, Конгрессе и вокруг них. Лидер не должен сам преобразовывать общество v он должен указывать путь; если же сограждане хотят жить в грязи и пороке, это их дело.

Резко критикуя позицию США по Ближнему Востоку, лидеры "восьмерки" заняли такую же, по сути, позицию в африканском вопросе: Запад согласен помогать и палестинцам, и голодающим африканцам - но только тем, кто сам этого хочет и готов на конкретные шаги. Примечательно, что главное в новом плане спасения Африки, который обсуждался на саммите, v это обещание самих африканских стран взять на себя существенные гуманитарные и политические обязательства (проводить выборы, не истреблять собственные народы, уважать права меньшинств, свободу прессы и бороться с коррупцией). Что еще более важно, африканские государства обязуются следить друг за другом и сообща порицать нарушителей. При соблюдении всех этих условий Запад согласен списывать кое-какие долги, выделять средства на различные программы вроде подготовки учителей и борьбы со СПИДом и, может быть, даже допускать африканские товары на свои рынки. Подводя дело именно к такой модели борьбы с бедностью, Запад, по сути, стремится к преодолению постоколониального синдрома, когда и сами жители Черного континента, и бывшие империалисты исходили из того, что весь мир в долгу перед Африкой и обязан ей помогать; сами же африканцы полагали, что в отношениях с Западом должны горой стоять за "своих", что бы те ни натворили (Запад был особенно разочарован, когда недавно африканские лидеры оказались не готовы публично осудить Роберта Мугабе, президента Замбии и героя войн за независимость).

Понятно, что Ближний Восток - тема слишком болезненная, чтобы европейские лидеры могли легко согласиться с имперским бездействием Белого дома, однако утверждение нового плана решения проблем Африки означает, что В ПРИНЦИПЕ Европа готова встать в отношениях с третьим миром на американские позиции. Что касается России, то, как мы помним, у нее нет врагов во внешнем мире v в том смысле, что Москва готова дружить и с Белоруссией, и с Туркменией, и бог знает с кем еще. Россия не США; Россия моральных суждений не выносит.

Федюкин Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).