будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Избранное уик-энда: опасные клоуны

Избранное уик-энда: опасные клоуны
svoboda-politru-BIG

В интервью на этой неделе Дэвид Кэмерон намекнул -- ничем, впрочем, не подтвердив -- что один из его близких родственников поддерживает Партию независимости Соединенного Королевства (United Kingdom Independence Party, UKIP – К.К.). Это замечание взбудоражило некоторых пикейных жилетов, восхищенных перспективой дальнейшего развития премьерской версии одной более ранней истории, связанной с парламентарием-тори Прити Пейтелом, чей отец был кандидатом UKIP в Хартфордишире, пока (видимо, под серьезным сыновним давлением) не решил снять свою кандидатуру – впрочем, только для того, чтобы снова выставить ее через полтора часа. Обе истории нашли отклик, так как намекают на принципиально важный аспект феномена UKIP: на правом фланге политического спектра происходит семейная ссора, раскол в клане консерваторов, который может стать смертельным для их общего дела.

Автор этого абзаца – обозреватель левой британской «Гардиан» Джонатан Фридланд. В своей статье он анализирует результате только что прошедших местных выборов в части английских и валлийских графств. На них удивительных успехов добилась эта самая UKIP, получив в совокупности больше двадцати процентов голосов – и, в результате, 147 мандатов в местных советах. Голоса эта партия отобрала, в основном, у консерваторов, потерпевших унизительное поражение (потеряли 335 мест). Впрочем, партнер тори по коалиции, либерал-демократы, выступили еще хуже – минус 124 мандата (здесь надо считать в относительных цифрах – у консерваторов было полторы тысячи мест, у либдемов – чуть меньше шестисот).

Кроме UKIP победу празднуют лейбористы – они прибавили 291 место. Комментаторы пишут о катастрофе в правящей коалиции, о наступлении крайне правых «клоунов» и «скрытых нацистов» (определения, данные Кэмероном и его соратниками до выборов), об окончательном крахе традиционной британской двухпартийной системы. Политические разделы пухлой британской прессы (серьезной и не очень) – только об этом. Проанализирую не столько отдельные статьи в разных изданиях, сколько «дискурс о UKIP» в эти дни вообще.

Все страшно – и не совсем страшно. Прежде всего, в абсолютных цифрах у консерваторов в тех графствах, где прошли выборы, по-прежнему 1116 мест, что чуть меньше, чем у лейбористов, UKIP, либерал-демократов и независимых кандидатов вместе взятых. Если посмотреть на карту голосования, то синим (партийный цвет тори), закрашены почти все места, где одна из партий уверенно контролирует местный совет. Во-вторых, выборы проводились далеко не везде; к примеру, их не было почти во всех оплотах лейбористов, на бывшем промышленном севере и в традиционно левом Лондоне. В-третьих, даже сегодня UKIP не так страшен, как его малюют.

Эта крикливая популистская группировка, которая играет на англо-саксонской ксенофобии (как сказал как-то известный парламентарий-острослов Эрик Форт: «В этой стране миллионы людей, которые, во-первых, белые, во-вторых, англо-саксы, в-третьих, узколобы. Кто-то должен представлять их интересы») и склонности британцев к так называемым «практическим шуткам», веселым жестоким розыгрышам (впрочем, для тех, над кем издеваются, сие не очень весело). UKIP и есть такая практическая шутка британской политики. Всем смешно, кроме консерваторов. Однако в смехе остальных довольно отчетливо слышен страх. Отчего же?

Прежде всего, сколь ни – мягко говоря – странны лидеры и активисты UKIP (один их вождь Найджел Фарадж чего стоит, назвавший как-то евросоюзовского начальника Ван Ромпея человеком с «харизмой мокрой тряпки и внешностью мелкого банковского клерка»), они действительно представляют немалую часть населения Великобритании. Закавыка здесь, конечно, в слове «представляют» -- они не «политический интерес» таких-то слоев представляют, а лишь неудовольствие и раздражение нынешним положением дел в стране. То есть, чувства и психические реакции, а не комплексное видение (или даже образ)того, как должна развиваться Британия, какую следует вести государственную политику и так далее.

Раздражение можно «канализировать» и «направить», но его невозможно – в политических терминах – «институализировать». Иными словами, перед нами соус, а не само блюдо. Одними соусами питаться сложно: так можно испортить желудок. Главным преимуществом двухпартийной британской политической системы было то, что она покоилась на тщательно отобранных, сформулированных и отрефлексированнных политических интересах разных социальных групп. Партии, не входящие в этот великий биполярный механизм, дополняли его – и служили своего рода отводами для вспышек народного гнева, раздражения или эйфории. Иногда такие партии использовали, чтобы нанести удар по одной из двух «старших» политических сил. В таком свете видят UKIP и сегодня. Джонатан Фридланд продолжает в «Гардиан»:

Если вы консерватор, то вот прецедент, из-за которого вы должны воспринимать фараджистскую армию как серьезную угрозу. Об этом прецеденте лидер UKIP вполне открыто напомнил, произнеся три буквы, буквально выжженные в сердцах лейбористских ветеранов 1980-х годов, буквы, леденящие кровь консерваторов: SDP (Social Democratic Party. Партия социальных демократов, объединившая умеренных лейбористов, существовала с 1981 по 1988 годы – К.К.). Эта партия была на подъеме 30 лет назад. Как и UKIP (…), SDP доказала тогда, что может отобрать у лейбористов север и юг у тори. SDP не формировала правительств, но она влияла на их формирование. На самом деле, даже двух – отобрав часть голосов, отданных против консерваторов, и, тем самым, позволив тори остаться во власти. Кэмерон боится, что присвоив часть антилейбористских настроений, UKIP в 2015 году (год парламентских выборов в Великобритании – К.К.) может стать для него тем же, чем SDP стал для Фута и Киннока (лидеры лейбористов в 1980-е – К.К.) в 1983 и 1987-м.

Казалось бы, нечего бояться – типичная политтехнология, партии-спойлеры, раскалывающие электорат противника, партии-громоотводы. Однако, причины для беспокойства, и не только у консерваторов, есть. Прежде всего, сами тори сформировали ныне правящий кабинет с таким спойлером – либеральными демократами. Если войдет в игру еще один, то ситуация может стать неуправляемой. Во-вторых, существование UKIP серьезно ограничивает для тори возможности для маневра. Дэвид Кэмерон пришел к власти как лидер «новых тори», отказавшихся (хотя бы, внешне) от традиционной консервативной политики, «современных», озабоченных экологией и правами сексуальных меньшинств.

Этот курс сразу вызвал недовольство части электората и членов партии; потихоньку Кэмерона заставили свернуть новшества. Иными словами, заглядываться налево ему уже не дают. Теперь, с успехом на правом фланге UKIP, он и направо не посмотрит -- иначе, как с завистью, раздражением и даже ненавистью. Тори близки к тому, чтобы потерять шанс модернизации, они могут навсегда остаться партией богатых выпускников Итона и Оксбриджа, врагов всего хорошего (бедных, природы, мультикультурализма) и друзей всего скучного и устаревшего (церковь, патриотизм, королева и бифитеры в Тауэре). И тогда они обречены.

Казалось бы, ну и что? Одной партией меньше в одной не очень важной европейской стране. Но нет. Это интересует не-британцев – помимо возвышенного чистого интереса к происходящему за собственной околицей – как часть очень важного общезападного процесса. Если традиционные левоцентристские партии по-прежнему сохраняют свои позиции -- и даже популистские или радикальные движения не могут размыть их политическую и идеологическую базу – с правыми происходит беда. Самый яркий пример – США, где республиканская партия оказалась заложником крикунов из Движения чаепития.

Сейчас, чуть в меньших размерах, это происходит в Британии (да и во Франции тоже, если иметь в виду вечную политическую Немезиду по фамилии «Ле Пен»). Если же вспомнить, что именно эти партии были и есть оплотом классического неолиберализма и устоем буржуазных ценностей, то становится понятно – с этими ценностями что-то не так сегодня. Маркс и его умеренные последователи оказались сильнее и живучее Хайека, Фридмана, не говоря уже о воительнице капиталистического магического реализма Айн Рэнд.

Левые, впрочем, чувствуют опасность. Фридланд завершает комментарий так:
Дайте раздраженным их долю – улучшив, к примеру, жизненные стандарты, работу общественных служб или способствовав экономическому росту – и очарование «золотого века» фараджевой романтики рассеется. В каком-то смысле, рост UKIP – не причина страхов тори, а их симптом. Швырнуть UKIP кость в виде уступок по Евросоюзу или миграции – это ни их, ни их сторонников не обманет. Они хотят большего – и пока не получат это, не уйдут.

Забавно, как вечная благонамеренная европейская глупость «накорми человека и он станет хорошим» сочетается здесь с беспощадным пониманием того, что правые популисты – не клоуны, а настоящие, беспощадные последовательные враги нынешнего европейского, западного порядка вещей.

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).