будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
экономика социальные сети Facebook Instagram Twitter
Май 20, 2025
Мир

Как «фейкньюс» влияют на экономику

Как «фейкньюс» влияют на экономику
kayla-velasquez-6Xjl5-Xq4g4-unsplash
Photo by Kayla Velasquez on Unsplash

Fake news — не только модное слово, но и явление, которое создало свой рынок. Потери компаний от ложных (намеренно или нет) новостей исчисляются миллионами долларов — впрочем, траты на создание подобных сообщений примерно такие же. Должно ли государство вмешиваться в рынок и регулировать fake news, или их существование — плата за свободу?

Само понятие fake news не ново: и раньше люди пытались приукрасить достижения компаний, выиграть на биржах или еще как-либо хитро манипулировать информацией для собственной выгоды. С развитием Интернета и технологий проблема стала насущной: потоки информации льются на нас отовсюду, а наш мозг не способен анализировать каждый «месседж». 

Этим стали пользоваться в политике. Сам термин «фейк ньюс» стал выражением года в 2017 году (по версии одного из старейших словарей английского языка Collins) — после скандала вокруг выборов в США. Это сподвигло государства озадачиться вопросом: кто должен быть «фильтром» информации о выборах, если уж анализ данных пользователей и рекламу в соцсетях можно использовать для агитации?

После этого скандала соцсети Facebook, Instagram и Twitter стали вручную модерировать контент и строже относиться к политической рекламе. Правда, модераторы и алгоритмы справляются с переменным успехом: Whatsapp — мессенджер, принадлежащий Facebook, — всё еще самая любимая платформа для фейков.

«Самые кликабельные темы, как выяснилось, приходят из мессенджера WhatsApp — это оказалась самая излюбленная фейкометами площадка для вбросов», — подтверждает главред сайта «Сенсаций.Нет» Александр Фролов в разговоре с Полит.ру. Также с недоверием фактчекер относится к таким платформам, как Telegram и Яндекс.Дзен.

Таким образом, соцсети теперь включают в свой бюджет траты на борьбу с дезинформацией, создают рабочие места (модераторы), да и на исследования о том, как работают «фейк ньюс», тратятся десятки миллионов долларов, говорила Эмма Брайант, научный работник в колледже Барда (Нью-Йорк, США).

Но сколько тратится с другой стороны, на производство этих самых фейковых новостей, «фабрик троллей» — и не только в политике?

Экономическая сторона вопроса

В сентябре 2008 года в Интернете в фокус внимания СМИ попала статья 2002 года — вероятно, кто-то из журналистов ошибся, и новость о банкротстве компании United Airlines преподносилась в медиа как свежая. Стоимость компании на бирже упала на 76 % за несколько минут, прежде чем NASDAQ остановил торги. После того, как «новость» признали ложной, компания всё же завершила день на 11,2 % ниже предыдущего закрытия. 

В 2017 году фейк ABC привел к обрушению рынка на $300 млрд. Тогда сообщалось, что советник по национальной безопасности Майкл Флинн даст свидетельские показания о том, что Дональд Трамп просил его связаться с представителями российского правительства во время кампании 2016 года. S&P 500 (взвешенный индекс 500 крупнейших компаний США) рухнул на 38 пунктов. 

Всемирный экономический форум называет fake news одной из главных мировых угроз. По мнению аналитиков Университета Балтимора, ежегодно из-за ложных новостей в мировом масштабе акционеры теряют $39 млрд, тогда как ущерб мировой экономике составляет $78 млрд в год.

Компания по кибербезопасности CHEQ провела исследование с Университетом Балтимора (2019). Результаты показывают, что компании будут ежегодно терять около $9 млрд из-за дезинформации в области здравоохранения, $17 млрд — из-за финансовой дезинформации, $9 млрд — из-за управления репутацией, $3 млрд — из-за усилий по обеспечению безопасности платформы и $400 млрд — из-за фиктивной политической рекламы. Бренды теряют около $235 млн в год из-за показа рекламы наряду с поддельными новостями.

Что же делать? Ответа у науки и надежных механизмов у технологий пока нет. «Либертарианцы считают, что фейковые новости — та цена, которую мы платим за свободное общество», — говорит Ари Эзра Вальдман в статье «The marketplace of fake news» для журнала о конституционном праве в университете Пенсильвании. И далее обосновывает: когда они говорят о свободном рынке, то подразумевают рынок идей. Но фейк ньюс — это ложные факты. И это уже разговор о лжи и о том, в каких случаях государство должно решать, кто может определять, что правда, а что ложь.

По крайней мере, пока создание лжи — такая интересная идея.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).