будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Мир

Как найти дорогу к миру?

"Возможно ли примирение между противоборствующими сторонами и каков самый первый шаг к этому примирению?" С этими вопросами Тамара Чагаева обратилась к членам "Ялтинской инициативы за мир в Чечне", созданной в 2002 году, сразу после трагедии на Дубровке, и объединившей представителей общероссийских, чеченских и международных правозащитных и миротворческих организаций.

"МЫ ДОЛЖНЫ ПОДТОЛКНУТЬ ВЛАСТЬ К МИРУ"

Липхан Базаева, руководитель региональной общественной организации "Женское достоинство" (Чечня).

Перемирие возможно, и оно происходит каждый день. Люди идут навстречу друг другу и хотят жить в мире. Но самое главное в том, чтобы найти пути к примирению между воюющими сторонами, между властями с одной и с другой стороны. Люди настолько устали от войны и озлобления, что пора и власти осознать: дальнейшее продолжение такой конфронтации приведет к всеобщему хаосу и к углублению страданий, причем не только на территории Чеченской Республики, но и во всей России в целом.

Поэтому я считаю, что надо изменить установку: если до сих пор это была ориентация на войну, то теперь необходимо развернуть свой политический вектор в сторону мира. Мы, представители общественных организаций, должны помочь власти, которая пока стоит на пути экстремизма, повернуться в сторону мира.

Для этого достаточно сделать первый шаг. Наши усилия должны стать как бы первым толчком для этого шага, дать точку опоры для власти, чтобы она могла с этой точки двинуться в сторону мира. А работа "Ялтинской инициативы за мир в Чечне" порождает у меня надежду, что мы сможем сдвинуть вот эту льдину с места. Ведь закончилась же холодная война, которая длилась целые десятилетия. Тогда это казалось невозможным и фантастичным.

Между Чечней и Россией нет столь глубокого провала, столь глубокого разрыва, который был в свое время между Западом и СССР. Нам предстоит преодолеть меньшее сопротивление. И мне лично это дает надежду. Поэтому нам стоит накопить наши усилия, чтобы они перешли из количества в качество.

А что касается первого шага, то, мне кажется, что мы какие-то шаги уже сделали и теперь нам обязательно нужно продолжать эту миротворческую работу. Нам надо очень громко и внятно предложить Президенту России Владимиру Путину выполнить свой моральный долг перед миром, перед человечеством. Мы обязаны ему сказать: мы предлагаем мир и у вас есть возможность принять это предложение. Сделайте свой выбор открыто и прямо. Но для этого мы должны очень ясно и четко поставить вопрос о мире, без всяких сопутствующих нюансов, не оставляя возможности для разночтений, для лицемерия, для двояких толкований- Мир или война. Мир или гибельный, позорный путь к жестокости. Полутонов здесь быть не должно.

"ЭТА ВОЙНА БЫЛА НАВЯЗАНА ЛЮДЯМ"

Оксана Челышева, член общества российско-чеченской дружбы, второй редактор газеты "Правозащита" (Нижний Новгород).

Я твердо уверена, что примирение будет, потому что эта война не сидит внутри людей, она была им навязана. Те силы, которые эту войну навязали, в любом случае, несмотря на всю свою вооруженную мощь, слабее нормальных, добрых, чистых отношений между людьми. Их они никогда не смогут победить. Я уверена, что этому кошмару придет конец, потому что ненависть разрушает любой народ, всех людей. Сейчас я просто вижу и знаю это. Все больше и больше людей, вопреки обстоятельствам, находят в себе силы преодолевать ненависть, которую так активно пытаются поселить в их душах. Поэтому я уверена, что весь этот кошмар, наконец, закончится.

С чего начать? Это крайне сложный вопрос, потому что в данном случае все будет происходить, как мне представляется, на уровне отношений между людьми. Просто нужно учиться смотреть друг другу в глаза, невзирая на ту пропаганду, которая льется с экранов телевидения. Если человек, живущий где-то в России, и слушающий, читающий все, что говорится, встретив чеченца, начинает разговаривать, v именно этот разговор двух людей, которых так усердно стремятся противопоставить друг другу, и явится гарантией того, что люди все равно сильнее всех этих военных монстров.

"ПРИМИРЕНИЯ НЕ БУДЕТ, ПОКА НЕ БУДЕТ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ"

Грехэм Дайсон, руководитель Центра миротворчества и конфликтологии (Норвегия).

Примирение обязательно должно состояться, потому что все шансы для этого есть. Что касается первого шага, то он уже делается. И мы знаем, что большинство людей, как русских, так и чеченцев, хотят мира и не хотят насилия. И проблема, связанная с таким конфликтом, v явление достаточно типичное: есть маленькая группа людей, обычно это мужчины, и они развивают этот конфликт.

Первые шаги к примирению должны быть предприняты уже сейчас, чтобы у нас было время приготовиться и приготовить этот мир. Но, конечно, примирения не будет, пока не будет прекращения огня. И поэтому только после прекращения огня и после того, как будет прекращено насилие, будет возможно примирение. И это как раз то, что мы должны делать в этой инициативе. Мы должны внести свой вклад в дело прекращения огня. Даже если оно случится на какой-то символический период, это уже будет иметь очень большое значение.

Для меня примирение выражается в трех понятиях: путешествие, встреча и место. Когда мы работаем над примирением, мы должны работать над этими тремя элементами. И мы должны начать это путешествие к миру сейчас, и делать это надо активнее, чтобы те люди, которые контролируют насилие, тоже могли встретиться.

Кроме того, у нас должно быть четкое представление о месте, в котором мы хотели бы быть. Мы знаем, что это очень трудный процесс, но если мы верим, что большинство людей хотят жить мирно, мы должны найти этих людей, придать им влияние, силу, чтобы они могли продвигать эту идею. И я нисколько не сомневаюсь в том, что русские и чеченцы предпочтут мирное сосуществование.

"МАСХАДОВ v ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ ДЛЯ РОССИИ ПЕРЕГОВОРЩИК"

Лидия Графова, председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" (Москва)

Совершенно ясно, что все войны кончаются перемирием. Абсолютно понятно, что переговоры могут быть только между воюющими сторонами. Поэтому ни с кем, кроме легитимного президента Масхадова, переговоры вести сегодня практически невозможно. Как бы не относилась российская власть к Масхадову, он очень выгодный для России переговорщик. Если по каким-то причинам это будет не Масхадов, то переговариваться станет просто не с кем.

Первый шаг v это заявить о том, что Россия согласна на переговоры. Масхадов, насколько мне известно, никогда от них не отказывался. Первый, самый первый шаг должен положить конец этому кровавому ужасу. Поскольку мы живем в стране, где очень многое зависит от Кремля, от Администрации Президента и поскольку страшный толчок войне был дан словами Президента "мочить в сортире", нужно, чтобы у нашего Президента произошел какой-то толчок в сердце- Если бы он сказал: "Дорогие мои россияне - чеченцы, русские- v я ошибся, не надо мочить в сортире. Остановите жестокость!"- Все-таки тысячи и тысячи убиенных с той и другой стороны!

Если бы так обратился к нации Президент, может быть, остановились бы эти зверские зачистки. Это вопрос о первом шаге. Может быть, это наивно, но мне кажется, это был бы тот самый посыл покаяния.

"МЫ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬ ПОЧВУ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ МИРА"

Крис Хантер, руководитель Центра миротворчества и общественного развития (Великобритания).

Я думаю, что это возможно. Я так считаю потому, что большинство людей v и в России, и в Чечне v хотят мира. Они устали от постоянных конфликтов, непрекращающихся трагедий, ужасов v одним словом, от всего, что связано с войной. Но есть, конечно, какие-то силы, которые мешают в разрешении этого конфликта, которые заинтересованы, чтобы война продолжалась.

Но тот факт, что большинство людей хотят мира, дает надежду. Политическая ситуация тоже всегда подвержена изменению v бывают выборы, к власти приходят новые люди, интересы меняются. Конечно, пока существуют интересы тех людей, которые сейчас мешают созданию действительного мира, - говорить об установлении мира очень трудно. Но вся надежда, что эти интересы будут существовать не всегда.

Когда народы демонстрируют, что они устали от войны, устали от насилия, то это тоже дает поддержку тем политикам и силам, которые действительно борются за мир. За тот мир, когда все стороны подключаются к настоящему мирному процессу и те проблемы, которые возникали, решаются переговорами, и при этом у переговаривающихся сторон присутствует политическая воля.

Что касается первого шага к примирению, то эти шаги должны быть приняты на разных уровнях. Мы работает как представители неправительственных организаций. Здесь много руководителей неправительственных организаций России, Чечни, есть международные неправительственные организации, есть и журналисты, и ученые. И мы на своем уровне делаем все, чтобы этот мирный процесс был начат.

Конечно, мы не можем заставить тех людей, которые находятся на высшем уровне, последовать нашему примеру. Но мы можем хотя бы подготовить почву для этого, чтобы влиять на гражданское общество и в Чечне, и в России, чтобы показать им, что есть люди, которые активно работают за мир. Многие люди сейчас в какой-то мере потеряли надежду и видят, что ситуация зашла в тупик, насилие продолжается. Но мы можем сказать им: "Да, ситуация сейчас очень плохая, но мы, как миротворцы, работаем за мир. Пожалуйста, присоединитесь к нам".

Чем больше людей присоединятся к нам, тем явственнее откроются более реальные шансы для установления мира. И эта коалиция представителей Чечни и России v уже хороший первый шаг. То доверие, которое создалось между людьми здесь, показывает, что взаимопонимание, взаимоуважение и совместная работа даже после всех этих ужасных событий, возможны. И мы с вами это демонстрируем реально своей деятельностью. Мы не просто сидим, обсуждаем и разговариваем, - мы планируем конкретные проекты. В частности, это Премия мира.

Следующие несколько месяцев мы будем работать над тем, чтобы дети в Чечне и в остальной России участвовали в конкурсе рисунков миротворческого характера. По окончании этого конкурса специальное жюри определит победителей. Затем, осенью, примерно в первой половине ноября, в Москве состоится церемония вручения Премии мира. Мы привлечем внимание прессы, общества в целом, к вручению Премии тем, кто очень активно работают за мир. Чтобы люди поняли, что даже при очень плохой ситуации, есть люди, которые очень активно и эффективно работают как миротворцы, предпринимают все возможные шаги, чтобы остановить враждебность и нетерпимость. И это, на мой взгляд, и есть первый шаг.

"НАДО РЕШИТЬ, КТО С КЕМ БУДЕТ ПРИМИРЯТЬСЯ"

Мара Устинова, исполнительный директор Фонда гуманитарного содействия Чеченской Республике (Москва)

Прежде всего, я думаю, надо уточнить, кого и с кем примирять. Достаточно очевидно, что гражданское общество не находится в конфликте. Я не вижу предмета для глобальной работы по примирению русских и чеченцев. Сегодня достаточно много примеров, по которым мы можем судить, что национальность здесь не при чем. Если человек имеет какие-то гуманные начала, то они у него присутствуют, кто бы он ни был по национальности.

Я не согласна с утверждением, что нет внутричеченского конфликта, хотя, признаюсь, я дилетант в чеченском вопросе. Я могу судить только о том, что я вижу: российская армия, федеральный центр могут делать с чеченцами все не только потому, что у них есть сила, а еще и из-за того, что внутри чеченцев тоже нет единства. Есть одно яркое имя, есть другое, есть третье, а вот единой стратегии с чеченским гражданским обществом и с теми людьми, к которым прислушиваются, этого, к сожалению, нет.

Я понимаю, что это идет из чеченской истории, поскольку у вас была коллегиальная форма правления v не было царя или какого-то другого правителя. Но я вижу в этом противоречие. Поэтому нужно, наверное, уточнить, кого с кем примирять.

У меня такое впечатление, что пока стороны не готовы идти навстречу друг другу. Я не так много знаю о том, какие предпринимаются шаги Масхадовым и той стороной, но я считаю, что российское правительство, российские власти сделали все, чтобы саму возможность переговоров устранить.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).