будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Мир
Цыганок Анатолий

Карабахская годовщина

Карабахская годовщина
52_ts

В мире ныне существует более 180 государств, и лишь не более 20 из них этнически однородные, т.е. в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. В мире насчитывается около 8000 народов, больших и малых, и теоретически каждый из них может претендовать на независимость. На протяжении второй половины двадцатого века в мире отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. Вооруженное противостояние в этнонациональных конфликтах возможно даже тогда, когда этнические группы не четко осознают причины противоречий, но создают негативный образ недружественного соседа. Примером тому служит Нагорный Карабах и армяно-азербайджанские отношения, где столкнулись притязания “исторического права” на одну территорию Армении и Азербайджана. Конфликт в Нагорном Карабахе не этнический. Он, конечно, связан с опасениями небольших этнических групп, что их этничность и стиль жизни находятся под угрозой. Но этнические стереотипы явились скорее инструментом для элит обоих стран, которые использовали эти стереотипы для мобилизации населения вокруг себя.

Вооруженному противостоянию способствовало несколько факторов: накопление у населения оружия в период развала СССР и его неконтролируемое распространение, при одновременном создании военных структур соперничающими силами; психологическая готовность людей с обеих сторон к возможности военных столкновений; общественные настроения “ожидания” вооруженной борьбы.

Нагорный Карабах являлся яблоком раздора в течение всего советского времени. Армяне в Карабахе и самой Армении так и не смирились с включением его в состав АзССР в качестве Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), поскольку около 90% населения были армяне. С началом перестройки область одна из первых в 1988 году по решению местного выборного органа потребовала разрешить НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР и войти в Армянскую ССР. Азербайджан эти требования отверг, а Москва не смогла сохранить мир. Обе стороны конфликта считали, что Москва стоит против них. 10 декабря 1991, года за две недели до распада СССР, в Нагорном Карабахе на референдуме 99,89% населения высказались за полную независимость от Азербайджана. В конце 1991 года конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (при его негласном поддержании Арменией) вылился в полномасштабный вооруженный конфликт. Более того, в феврале 1992 года Турция проведением маневров 3 полевой армии вблизи границ с азербайджанским районом Нахичевань чуть не спровоцировала выход конфликта вообще за пределы СССР. А это грозило большой войной. Регион просто напичкан вооружением. Во времена СССР на территории Азербайджана дислоцировалась 4-я общевойсковая армия и 49-ый арсенал. Из 160 000 единиц стрелкового оружия, хранившегося на арсенале, Баку получил примерно 100 000 единиц (60-70%) и около 11 000 вагонов боеприпасов.

В настоящее время вооружение азербайджанской армии (численностью 95 000 человек) в основном советского производства и насчитывает всего: танков -292, в том числе 200 Т -72, остальные Т- 54/-55. Бронированных боевых машин – 706. Из них - 220 – боевых машин пехоты, 80 – боевых машин десанта. 200 – МТ-ЛБ, 50 бтр-60/ 70/80; 405 орудий и минометов (100 мм и более). РСЗО – БМ- 21 - 75. Совместно с турецкими военными специалистами разрабатывается программа, предусматривающая закупку для укомплектования танковых рот мотострелковых бригад до 150 танков Т-72 и Т-80. На вооружении ПВО имеется 114 ПУ зенитных управляемых ракет (24 ПУ-С-200, 20 ПУ С-125, 32 ПУ С -125, 27 ПУ – “Круг”, 11 ПУ – “Оса”).

На вооружении авиации 61 боевой самолет и вертолет, 46 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации.

Военно-морские силы в боевом составе насчитывают: 14 боевых кораблей и катеров, 22 вспомогательных судна. Система работы офицеров и штабов при принятии решения турецкая. При планировании боя используются топографические карты и обозначения, принятые в НАТО. Подготовка вооруженных сил адаптируется к турецкой системе военного образования и воинского воспитания.

Армения. При дележе общего вооружения Советской армии Армении досталось меньше других республик Кавказа. На ее территории дислоцировалась 7-я общевойсковая Армия. В 1992 году Ереван взял под свою юрисдикцию военное имущество 15 и 164 –дивизий. Но общее количество только стрелкового вооружения Армения получила примерно в 10 меньшее, чем Азербайджан. 7910 автоматов, 306 пулеметов, 1847 пистолетов, 500 вагонов боеприпасов.

На вооружении армии Армении, имеющей 52000 человек, состоит: 8 ПУ оперативно-тактических ракет Р- 300; 198 танков Т-72, 320 бронетранспортеров – 60/- 70/ -80/-152 и МТ-ЛБ и боевых машин пехоты БМП -1/ -2. 360 орудий полевой артиллерии, минометов и реактивных систем залпового огня калибра свыше 100 мм.Около 160 100мм-тровых орудий зенитной артиллерии, для стрельбы но наземным целям (ранее использовавшихся для схода лавин и противоградовых стрельб специалистами с/х),
54 ПУ – ЗУР.

7 боевых самолетов: 6 штурмовиков Су – 25, 1 –МиГ -25. 12 боевых вертолетов, в том числе: 7 Ми -24, 3 Ми -24К, 2 Ми-24Р и 26 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации 2 Л-39 16 –Ми -2 и 8Ми-8МТ. 58 пусковых установок ЗУР, 360 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО 55 зенитных ракетных комплексов (8 С -75, 20 С-125, 18 “Круг”, 9 “Оса”).

Азербайджан, несмотря на превосходство над Нагорным Карабахом в военном отношении, проиграл. В мае 1994 года к моменту подписания о прекращении огня Азербайджан потерял не только Нагорный Карабах, но часть прилегающих районов (18 – 20% территории), которые сейчас контролируются в качестве буферной зоны и гарантированного доступа к Армении нагорно-карабахскими армянскими “силами самообороны”. По различным оценкам, в этом конфликте было убито от 25000 до 30000 тысяч человек. Стали беженцами около 600 тысяч азербайджанцев.

Совсем не факт, что Азербайджан имеет правовую основу на Карабахские земли. После развала СССР, в августе 1991 года Азербайджан восстановил свою государственность, признав себя преемником непризнанной де-юро Азербайджанской республики 1918 -1920 гг. Однако двойной стандарт признания своей национальной независимости (отрекаясь от советской правовой базы, но признавая территории, которые юридически были присоединены в советские времена к Азербайджану) Нагорный Карабах поставил Азербайджан вместе с Грузией в правовую западню. В июле 1918 года независимость Нагорного Карабаха была провозглашена избранным Народным Правительством, на который мусаватистский Азербайджан не смог распространить суверенитет во время своего существования. Поэтому эта территория признана спорной и Парижской мирной конференцией, и Лигой Наций. Современная азербайджанская элита проповедует, что территория Нагорного Карабаха была и есть государственной территорией. Хотя практически с 1988 года Карабах не входил в состав АзССР, а с 2 сентября 1991 года и юридически стал независим. Поэтому объявлением 18 октября 1991 г. Конституционного акта независимости Азербайджанской республики Карабах фактически был исключен из правового пространства Азербайджана.

Разрешение конфликта координируется Минской группой, в которой председательствуют Франция, Россия и США. Президенты Армении и Азербайджана регулярно встречаются для переговоров по этому вопросу, но Нагорный Карабах, де-факто являющийся независимым, в переговорном процессе не участвует. Проблемными остаются два основных вопроса: статус и возвращение беженцев. Переговорный процесс топчется на месте из-за позиции Азербайджана, настаивающего на поэтапном варианте урегулирования. Позиция Бакинского руководства - устранить негативные для себя последствия конфликта, полностью исключив причины, приведшие к нему. Карабахская сторона настаивает на пакетном варианте по аналогу с Дейтонским соглашением по Боснии или проектом Генсека ООН по Кипру.

Последние предложения Международной кризисной группы позволяют надеяться, что “возможно соглашение о ключевых принципах мирного договора”. По заявлению Сабины Фрайзер, директора Кавказского проекта “Крайзис Груп”, - “ окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством международного признания референдума с участием всех карабахских армян и азербайджанцев” после того, как будут осуществлены все основные элементы пакета урегулирования. “Вопрос о статусе остается открытым, с тем чтобы разрешить его позднее. Вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из оккупированных районов Азербайджана вокруг него. Отказ Азербайджана от использования силы с целью реинтеграции Нагорного Карабаха. Размещение международных сил по поддержанию мира. Возвращение перемещенных лиц. Возобновление торговых и коммуникационных связей”.

В зоне конфликта Россия имеет свои военно-политические интересы. На территории Азербайджана Россия контролирует в соответствии с соглашением 2002 года Габалинскую радиолокационную станцию системы раннего предупреждения о ракетном нападении. В соответствии с соглашением Азербайджану предоставляется право использования части получаемой информации. Российская сторона информирует Азербайджанскую сторону о несанкционированных пусках ракет с юго-восточного, южного и юго-западных направлений.

На территории Армении Россия имеет 102-ую военную базу, на которой размещены около 3400 военнослужащих и пограничные войска, с завершением вывода российских войск из Грузии возможно увеличение группировки до 5000 человек. Всего на российской базе имеется 70 танков, 228 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, 180 орудий и минометов, 4 ПУ С-300,12 СПУ “Куб”.

Для России следует признать, что единственным стратегическим союзником на Кавказе является Армения, и вовсе не потому, что она входит в штаб по координации военного сотрудничества и ОДКБ. А потому, что одна из реальных угроз безопасности для России -несанкционированные одиночные пуски баллистических ракет со стороны Китая, Пакистана, Ирана или Турции - возможно предотвратить только совместными действиями. 26 сентября 2000 года Россия и Армения подписали “Декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в ХХI век”. В соответствии с ней обучение офицеров частично проводится в российских военно-учебных заведениях. Начала действовать объединенная группировка ПВО Армении и России, на вооружении которой 18 самолетов Су – 29 и дивизионы зенитных ракетных комплексов С – 300 (4 ПУ). Поэтому объединенная система ПВО России и Армении отвечает интересам обеих стран.

Совокупностью всех этих обстоятельств и должна определяться позиция России по поводу Нагорного Карабаха.

Цыганок Анатолий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).