будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
авиакатастрофа Ростов-на-Дону Boeing
Ноябрь 15, 2025
Мир
Быков Антон

Катастрофа FlyDubai: Ошибка усталых пилотов

Катастрофа FlyDubai: Ошибка усталых пилотов
rnd600-450
Аэропорт Ростова-на-Дону. Источник: dоnday.ru

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) продолжают расшифровку самописцев Boeing 737-800 компании FlyDubai, разбившегося в аэропорту Ростова-на-Дону. Ориентировочно, расшифровка параметрического и бортового самописцев будет закончена к середине следующей недели, но некоторые важные подробности стали известны СМИ уже сейчас. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию, экспертам уже удалось восстановить картину авиакатастрофы, и ошибка пилотов на данный момент является доминирующей версией.

19 марта экипаж рейса FZ981 пытался совершить посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в тяжелых погодных условиях. В то утро в районе аэропорта наблюдалось редкое погодное явление – струйное течение. Дул сильный порывистый ветер, его скорость в момент катастрофы составляла до 22 метров в секунду. Из-за этого плохо работал автомат тяги Boeing, поддерживающий параметры полета и обеспечивающий движение самолета по заданной траектории в режиме автопилота.

По данным самописцев, дважды экипаж пытался совершить посадку в автоматическом режиме, но обе попытки закончились безуспешно из-за шквалистого ветра. На третий круг пилоты решили уходить в ручном режиме. На высоте около 270 метров в шести километрах от взлетно-посадочной полосы один из летчиков нажал на клавишу, задающую команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление на себя.

Как считают эксперты, пилоты не учли специфику перехода машины в режим набора высоты в ручном режиме. Автоматика Boeing 737 работает таким образом, что при заходе на посадку руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор, наоборот, задирает нос самолета. Если при заходе на второй круг работает автопилот, то положение рулей плавно меняет бортовой компьютер. В ручном режиме летчик рефлекторно тянет штурвал на себя, в результате чего и руль, и стабилизатор оказываются в положении набора высоты. Пилотов учат не задирать нос машины на низкой высоте, но в экстренной ситуации они часто об этом забывают. Пассажирский Boeingне может взлететь как истребитель, скорость падает ниже критической и самолет уходит в штопор.

 
На месте крушения пассажирского самолёта «Боинг 737-800» в Ростове-на-Дону. Фото:ГУ МЧС Ростовской области

В похожую ситуацию попали пилоты FlyDubai. Когда самолет уже был близок к тому, чтобы свалиться в штопор, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик пытался набрать скорость, а его напарник считал, что сперва необходимо опустить нос. Источник газеты рассказал, что тот кричал своему напарнику: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!», пытаясь одновременно прекратить набор высоты.

Такая рассинхронизация в управлении привела к тому, что в бортовой компьютер самолета стали поступать разнонаправленные электрические импульсы с обоих штурвалов, что еще больше усугубило положение. Только когда пилоты почувствовали себя словно в падающем лифте, им удалось согласовать свои действия. Но в этот момент сделать уже практически ничего было нельзя, неуправляемый Boingнесся несся к земле со скоростью 325 км/час под углом 45 градусов. В последние несколько секунд оба пилота кричали от ужаса. Источник «Вестей» сказал, что это были «нечеловеческие крики».

Кто из пилотов совершил ошибку, определить будет сложно. В последнем диалоге они не обращаются друг к другу по имени или должности, а тембры их голосов и интонации удивительно похожи. Сначала следователи даже подумали, что весь разговор ведет один человек. Для аудиальной идентификации членов экипажа, скорее всего, будут привлечены близкие коллеги пилотов или их родственники.

Помощник председателя МАК Артур Мурадян не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о конфликте между пилотами. По его словам, сотрудники комитета не предоставляли данную информацию «Коммерсанту» или другим СМИ. На данный момент все сведения, касающиеся расследования авиакатастрофы, закрыты. Предварительные данные расшифровки бортовых самописцев буду озвучены «через неделю-две». Окончательные результаты расшифровки и их публикация ожидается не ранее, чем через месяц. «Вот когда будут наши данные, тогда можно будет что-то комментировать», - сказал Мурадян ТАСС.

Эксперты считают, что пилоты Boeing737 могли не распознать самопроизвольный маневр лайнера из-за усталости или отсутствия опыта. Второй вариант маловероятен, поскольку командир экипажа имел налет 5700 часов, второй пилот – 5669. Они не были знакомы со спецификой ростовского аэропорта, но их уровень подготовки позволял управлять самолетом в любых условиях.

Российские пилоты, которые приземлялись в Ростове-на-Дону в это же время слышали переговоры Boeingс диспетчером и никакого напряжения в интонациях не было заметно. Вероятно, ситуация вышла из-под контроля в считанные секунды. Одним из решающих факторов катастрофы могла стать хроническая усталость пилотов. Об этом ранее на условиях анонимности заявили их коллеги.

 
Крушение "Боинга" в Ростове-на-Дону. Фото:russian.rt.com

Три сотрудника FlyDubai рассказали BBC, что командир экипажа Аристос Сокрэтус еще до рейса подал заявление об увольнении в связи с усталостью и неудовлетворительным качеством жизни. Один из пилотов признался, что засыпал во время полетов. Этот вопрос ставился перед руководством авиакомпании, но для его разрешения ничего не был сделано.

«Члены команды переутомлены и страдают от усталости. А это – значительный риск. Сотрудники после ночных смен выходят в дневные без достаточного времени на отдых. Я бы сказал, что 50% сотрудников авиакомпании страдают от острой усталости», - сказал один из собеседников BBC.

Другой действующий пилот рассказывал в интервью Russia Today, что второй пилот рейса FZ981 был настолько уставшим, что не хотел в тот вечер выходить на работу. Во FlyDubai ответили, что не могут разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся сотрудников перевозчика.

Быков Антон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).