Ранним утром воскресенья Президент Украины В.Ф.Янукович подписал указ о помиловании Ю.В.Луценко. О том, что за история и к чему всё это – ниже, но главное – возник шанс на то, что украинская оппозиция престанет быть замогильно-психованной. Станет веселее.
В тюрьму Луценко попал как бы на итальянский манер – итальянские забастовки, это когда цинично работают строго по законодательству, вот ровно так и его посадили. За обычные, в принципе, вещи, которые беспроблемно практиковались и до него. Пафосно провел День милиции с использованием бюджетных денег в 2009 году, помог своему водителю получить квартиру – ну, в общих чертах. Всё по человечески, чего уж.
Вряд ли тут была какая-то конкретная месть, но вряд ли кто-то и не вспомнил, как после майдана Луценко, ставший министром внутренних дел (конечно, до этого он там и дня не служил) решил навести порядок среди политических конкурентов. Удалось это ему плохо, людей брали под арест, а обвинения рассыпались. Как министр–силовик Луценко не очень-то состоялся. Но посадили его вряд ли за этот период, а так как-то, что ли.
После отставки он насовсем и полностью ушел в политику (он при любом случае любит сказать, что он политик-политик, но и это не его профильное образование), создал партию, разумеется – оппозиционную, которая назвалась…. сразу уже не вспомнить… "Самооборона", да, но какая? Что ли, Гражданская? Нет, Народная. Планы были большие, создать мега-политсилу из всех национал-демократических сил. Но все сдулось. Потом были разные эскапады, вроде его ареста в аэропорту Франкфурта, когда его забрали с гейта в полицию за – по утверждению полиции – нахождение там в сильно нетрезвом состоянии, выразившимся в сильном желании дискутировать с полицейскими. Этот случай, собственно, его имидж улучшил. Он, что ли, этакий казусный человек: когда все у него, вроде бы, неплохо – начинает лажать, а когда дела не очень – наоборот, расцветает. Ну а теперь его освободили.
Но пока еще вопрос не о том, как он теперь будет лажать дальше, а по процедуре. Как его вообще можно было помиловать, учитывая, что и сам он, и его родные заявляли, что помилования у президента просить не будут, поскольку считают осуждение незаконным, а обвинение - политическим? Плюс там была еще одна, не совсем формальная история. На Украине работает миссия Кокса-Квасневского, смысл которой в том, чтобы урегулировать отношения Украины с Европой до состояния, при котором в ноябре можно будет подписать Соглашение об Ассоциации. Освобождение Луценко там в виш-листе. И вот, некоторое время назад прошел слух, что указ о помиловании уже лежал на столе В.Януковича. И в этот момент Луценко – отличающийся повышенной политической словоохотливостью с употреблением разнообразной лексики – сформулировал свою точку зрения на старшего сына президента. Говорят, это все и расстроило. Но надо понять и по-пацански: как отцу подписывать освобождение персонажу, который конкретно оскорбляет его сына? Вечером оскорбление, наутро указ? Реально, какая-то мягкотелость, и не Франциск же он Ассизский, в конце-то концов. А вот теперь как-то все произошло.
Причем, все выглядит чрезвычайно процедурно, а стремительность процесса беспрецедентна для государственно-политической практики государства Украина. В пятницу Уполномоченный Рады по правам человека В.Лутковская обратилась к президенту с просьбой о помиловании Луценко. Тут же была созвана Комиссия по помилованию при президенте, причем В.Янукович указал ей решить вопрос безотлагательно. В субботу вечером Комиссия уже предложила президенту помиловать Ю.Луценко. Наутро ( в воскресенье!) президент уже подписал указ. И Луценко тут же выпустили. В принципе, он бы успел даже на митинг оппозиции возле памятника Шевченко, но все же туда не поехал, ограничившись тем, что поговорил с митингом по телефону, усиленному аппаратурой.
Словом, вместо Луценко прошение о помиловании подала Комиссия. Ни Луценко, ни его семья по этому поводу не возразили. Мало того, ранее Ирина Луценко сказала СМИ, что была "приятно шокирована обращением Лутковской к президенту о помиловании Юрия Луценко". Готовность к такому варианту у них была, и даже Луценко не стал ничего комментировать - свойственным ему образом. Хотя, честно говоря, кажется, что В.Янукович подписал закон так спешно (в 9 утра воскресенья СМИ об этом уже сообщили) именно затем, чтобы Луценко не успел снова что-нибудь ляпнуть.
Итак, Луценко освобожден от дальнейшего отбывания основного наказания. Его защита намерена добиваться его полной реабилитации – поскольку судимость в случае помилования сохраняется. Решение В.Януковича получило поддержу у политологов и в СМИ, позитивно откликнуться успел даже комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики Ш.Фюле (причем – тоже в воскресенье).
Указ вступил в силу немедленно, Луценко был освобожден мгновенно, в комментариях прессе был оптимистичным: "Сегодня событие для меня – победа украинской демократии, мировой демократии, Украина начинает делать правильные шаги по прекращению политических репрессий". Ну а в своем телефонном включении на митинге сообщил, что у него нет амбиций в кампании по выборам президента Украины в 2015 году и он поддержит кандидата от оппозиции.
Теперь, конечно, интересно, как изменится тройка Яценюк-Кличко-Тягнибок. Добавится ли к ним Луценко и, если да, то станет ли он там главным – за прошлые заслуги, перенесенные тяготы и чрезвычайно позитивное отношение к жизни? В этой связи интересно еще одно заявление Луценко после освобождения: "На самом деле политика делается не в администрации президента, не в Верховной Раде. Она делается на майданах. Мы так побеждали, и мы так снова победим". Ну, кто ж не помнит "полевого командира Майдана" Юру в кожаной куртке. Это освобождение для него типа реинкарнации – время после майдана и до ареста не было лучшим в его жизни, а теперь оно как бы похерено и по факту он снова тот самый, майданный.
Есть еще один нюанс, впрочем - даже и контекст. Оппозиция так бурно вела себя весь срок новой Рады, что уже совершенно запуталась в том, чего хочет в каждый конкретный момент. Например, вот цифры: из 958 законопроектов, которые подлежали рассмотрению парламентом, принять удалось 12. Среди непринятых там, между прочим, пакет законопроектов, без которых нельзя подписать то же Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Почему? Потому, что из 28 пленарных заседаний второй сессии Рады седьмого созыва были заблокированы 17. Причем, всякий раз по какому-то новому поводу. Кризис и паралич, что делать?
На прошлой неделе большинству все это надоело и они провели типа выездное заседание по соседству, в помещении Комитетов Рады. Вполне по регламенту – проголосовали за это и т.п. Или не по регламенту: должны были бы проголосовать за проведение выездного заседания в зале Рады, но там же было заблокировано. Словом, на очередном митинге лидер "Батькивщины" АЯценюк заявил, что теперь начинается борьба с тем, чтобы решения этих выездных заседаний не считались законными, а сама такая практика – это путч, конституционный переворот и захват власти. Это у них какая-то политическая травма: они искренне считают, что источник государственности и гарант демократии в Украине – само здание Рады. Словом, теперь протестуют против этого заседания. Тему протеста они уже меняют чуть ли не каждый день. Теперь вовсе не вспомнили о выборах в Киеве – ради которых, собственно, сейчас Раду и блокируют Уже не помнят о Тимошенко. Могут говорить только о том, что было накануне.
И вот ситуация: они все время чего-то требовали, а ничего не происходило. А тут – упс, отпустили Луценко (этого они тоже когда-то требовали, уже давно). Что может быть в таком случае? Кончено, эйфория. Оппозиция может решить, что теперь все будет по ее воле. И это было бы неверное ощущение.
Очевидно, что решение принимали не ради них, а чтобы умиротворить Европу – там уже мгновенно всё оценили позитивно. Не только Ш.Фюле, а и вышеупомянутый Квасьневский, член миссии ЕС: "Думаю, что это помилование было одной из важнейших тем наших переговоров и является свидетельством того, что Украина серьезно думает об ассоциации с ЕС и действительно осенью хочет подписать в Вильнюсе соглашение об ассоциации".
Вот будет смешно, когда окажется, что именно Луценко стал недостающим ранее звеном смычки Украины и Евросоюза…