Важнейшая политическая кампания сезона - выборы губернатора в Красноярском крае - все же привели в итоге к ожидаемой сенсации: красноярским губернатором избран бывший гендиректор РАО "Норильский Никель", губернатор Таймыра Александр Хлопонин. Разрыв между Хлопониным и его соперником, спикером краевого парламента Александром Уссом, составил чуть более 5% голосов. Это предварительные результаты подсчета голосов по 99,39% избирательных участков: 48,5% проголосовали за Хлопонина, 43,25% - за Усса. Против всех - 9,2%. Явка составила около 45%. (Это примерно на 25% меньше, чем на выборах 1998 года, когда губернатором стал Александр Лебедь.) Сенсация тем более драматична, что вначале, пока в избирком с задержкой поступали протоколы с северных территорий, Усс на доли процента обходил Хлопонина. Около 12 часов ночи по Москве Хлопонин перехватил лидерство и более его не уступал. Ближе к часу крайизбирком заявил, что результат известен и не изменится.
В основание победы Хлопонина (в первом туре он уступил Уссу 2%) легла косвенная поддержка коммунистов и красноярского мэра Пимашкова. И коммунист Глазьев, апеллировавший к красноярцам с позиций неподкупного и ученого московского профессионала, и мэр Пимашков, представляющий интересы местной антиуссовской элиты, во многом вынужденно сделали реверенасы в сторону Хлопонина: их избирателями, готовыми к выбору во втором туре, оказались преимущественно хлопонинцы. Коммунисты - и кандидат Глазьев, и лидер КПРФ Зюганов - довольно твердо дали понять, что Хлопонин их устраивает больше Усса. Антиуссовские настроения в компартии, сыгравшие решающую роль на выборах, требуют анализа и пояснений - тем более что Хлопонин не стал публично гарантировать коммунистам места в краевом правительстве.
На предвыборном брифинге, судя по релизу телекомпании "Афонтово", крайком КПРФ пояснил, что партия оказалось в сложном положении, выбирая из двух ставленников крупнейших корпораций, и намерена поддержать того, кто честнее ведет кампанию. Это не Усс. Крайком отметил, что Хлопонин заработал свои 40 млн. долларов, когда открыто работал топ-менеджером на "Норникеле", и не скрывает своих доходов, тогда как имущество Усса записано на его жену. Это мудрое соображение, хотя и не им в реальности руководствовались коммунисты, вполне отражает суть сенсации: впервые, если не считать регионы-корпорации Таймыр и Чукотку, полноценным российским губернатором стал человек, не скрывающий размера своих доходов. Поведение же коммунистов, отказавших в поддержке националисту, с одной стороны, видимо, связано с антикремлевским мифом, неотъемлемой частью которого является стоящий за Уссом Олег Дерипаска, а следовательно - сам Усс. С другой - вписывается в общеполитический конфликт с Кремлем: предлагая кандидатам подписать составленный ими "социальный договор", коммунисты хотят показать свою роль конструктивной оппозиции, входящей в структуру общества вопреки давлению Кремля.
Сам Дерипаска в день выборов демонстративно наблюдал в Москве за ходом полуфинального матча Кубка Дэвиса в компании близких родственников. Наблюдатели в Москве в целом склонялись к тому, что администрация поддерживает Хлопонина - без всяких видимых оснований. Хлопонин же несколько двусмысленно описывал "Коммерсанту", как Волошин организовывал голосование в пользу Усса, а заместитель Волошина Сурков рассказывал Хлопонину, что Кремль заинтересован в его победе.
Пока трудно судить, где тут правда и как губернатор новой формации Хлопонин будет налаживать отношения с аппаратом и с публичной политикой. Кажется, в любом случае Хлопонина ждет карьера. Но важно не только это. Победа Хлопонина стала первым крупным поражением региональной хозяйствующей элиты, живущей на комиссионные от посредничества между отраслевым бизнесом (реальным работодателем) и населением (реальным работником) и потому заинтересованной в консервации и стагнации.