Начинаем «хлопотать». Этот удивительный глагол существует только на русском языке. Хлопочут только русские. Иностранец даже не понимает, что это за слово. Хлопотать v значит бегать в посольство, когда оно уже закрыто, и в консульство, когда оно еще не открыто. Сидеть там и тут в передней на венском стуле. Всюду просить разрешения поговорить по телефону и никуда не дозвониться. -Потом поехать жаловаться на беспорядки в газету, как раз в те часы, когда в редакции никого нет.
Все вместе взятое называется «хлопотать», и занимаются этим только русские. Прочие народы просто едут. Русские хлопочут о праве выезда. Прочие народы лечатся v русские хлопочут о праве лечения. Наконец, прочие народы живут, а русские только хлопочут о праве существования.
Н.А. Тэффи. Визы, каюты и валюты
Русский человек не любит слово «виза». У одних оно вызывает уныние, у других отвращение, у третьих даже страх. Кто-то вспоминает, как визу не дали, ничего при этом не объяснив, а вдогонку еще поставили соответствующий штамп в паспорте v «в визе отказано», чтобы и в других посольствах подумали. Кому-то запомнилось, как он три дня стоял, сидел, лежал в очереди, а иному v как ездил в ту или иную страну еще недавно без всякой визы, отчего никакого катаклизма вроде не случилось, а вот теперь без визы никак. Последний случай как раз актуален: сегодня вступает в силу визовый режим между Россией и Польшей.
Все про это написали, и в телевизоре поговорили. Сам факт, что писали и говорили так много, любопытен. Польша последней из вступающих в ЕС стран Центральной Европы уступила требованию виз: и Чехия, и Венгрия это уже сделали; известно об этом было заблаговременно, так что и новостью, по большому счету, переход на визовый режим с Польшей не является. Про замену железного занавеса бархатным визовым тоже уже сказано и написано достаточно.
Всюду в основном обсуждали цену виз и то обстоятельство, что для украинцев, в отличие от россиян, польские визы будут бесплатными. Кое-кто обвинил МИД в готовности принести интересы граждан в жертву великодержавной гордости, из-за которой, мол, Москва отказалась от варианта, принятого «негордой» Украиной. Киев, напомню, договорился с Варшавой, что визы для украинских граждан будут бесплатными в обмен на то, что поляки по-прежнему смогут ездить на Украину без виз.
Критики МИДа не учли важных различий
Десять евро за однократную визу в Польшу для жителей «материковой» России v цена не катастрофическая, а 50 за многократную тоже не разорят тех деловых людей, которые ездят в Польшу постоянно. Вот если бы поляки предложили симметричное решение v бесплатные визы с обеих сторон, то его МИД обязан был бы принять, хотя и сохраняет до сих пор порочную практику «кормления» консульств из денег, полученных за оформление виз. Резонов же соглашаться на украинский вариант у Москвы не было. Более того, ведь от собственно процедуры получения визы он граждан Украины не освобождает. Процедура же эта оказалась весьма неприятной v несмотря на все уверения польской стороны, что она подготовилась к введению виз должным образом, ежедневно перед польским консульством во Львове скапливается очередь до пятисот человек. Весьма вероятно, что аналогичные мучения ожидают и калининградцев, которым уже хорошо знакомы длинные очереди перед литовским консульством.
Вот о процедуре получения виз и надо прежде всего говорить с Варшавой. Ведь любые льготные режимы, о которых удастся сегодня договориться v дело все равно временное. После вступления в Шенгенское соглашение v а поляки рассчитывают, что это произойдет года через два-три после вступления в сам ЕС, v Польша вынуждена будет следовать в визовых вопросах единой политике, вырабатываемой в Брюсселе. Именно в Брюсселе и нужно добиваться отмены визового режима со всей шенгенской зоной, принимая для этого закон о реадмиссии, упорядочивая паспортную систему и нашу восточную границу. И оказывая, по возможности, политическое давление на Еврокомиссию.
Теперь о процедуре. На визовой анкете британского посольства написано примерно так: «Мы стараемся создать достойные условия для получающих визу и надеемся, что посетители также будут вести себя достойно». Посетив недавно британское консульство, я понял, как глубоко ошибался русский человек в мотивах своей нелюбви к визовому режиму. То есть без виз, конечно, лучше. Но, как выяснилось, и визы можно выдавать в течение одного дня, практически без очередей, создав достойные, даже по-своему комфортные условия для ожидания (знала бы Тэффи, что в большинстве консульств ждать приходится не сидя на венском стуле под крышей, а переминаясь с ноги на ногу и под дождем, и на морозе!). Британцы в своем уважительном отношении к посетителю не уникальны v венгерское консульство, по крайней мере то, что в Москве, v тоже хорошо работает. О польском же этого пока сказать нельзя.
Как нельзя этого сказать о многих, слишком многих наших консульствах за границей. Когда-то, в эпоху полного бардака в немецком консульстве, где, впрочем, до сих пор есть над чем работать, я пытался объяснять немцам, что ссылки на столь же безобразную работу нашего консульства в Берлине не могут служить для них оправданием v ведь в ответ они издеваются над теми, кто в этом не виноват. Но хотелось бы не нуждаться в подобных полемических ухищрениях. В заданных неблагоприятных обстоятельствах (необходимость получения визы) надо следовать простой формуле v создавать достойные условия для тех, кто за визой обращается. Тогда и с визовым режимом можно жить, а не бороться за существование.