Президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду выдана американская виза. Он прибудет в США для участия в 62-й сессии Генассамблеи ООН. Вместе с тем американская сторона никак не отреагировала на предложение Ахмадинежада провести публичные дебаты с президентом США Джорджем Бушем. Очередная 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, главного совещательного органа 192 наций мира, начнет во вторник свою работу в Нью-Йорке.
Иранские лидеры один за другим выдают успокоительные заявления относительно собственной ядерной программы. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи неделю назад заявил, что Тегеран не собирается создавать ядерное оружие. «Иранская нация не имеет ядерной бомбы и не собирается создавать такое разрушительное оружие. Несмотря на это, Иран остается уважаемой страной», – сказал Хаменеи в выступлении перед офицерами Корпусов стражей исламской революции. Похожими заявлениями отметился и президент Ирана.
И тут же Тегеран поиграл мускулами (или видимостью таковых). "Сегодня вокруг нашей страны много американцев, но это не значит, что они нас окружают. Они сами окружены и находятся в зоне досягаемости нашего оружия, – заявил генерал Мохаммад Хасан Куссечи. – США говорят, что они определили две тысячи целей на территории Ирана... Что ж, точно так же и те американские силы, которые сосредоточены вокруг Ирана, являются нашими целями", – заявил генерал официальному иранскому информагентству IRNA.
Не добавило оптимизма сторонникам мирного разрешения конфликта и заявление главы МАГАТЭ о том, что Иран пока не предоставил Международному агентству по атомной энергии убедительных гарантий мирного развития своей ядерной программы.
Мировые лидеры, похоже, не вполне уверены в мирном сценарии. В воскресенье Европа была взбудоражена резкими заявлениями главы французского МИДа. В воскресенье министр иностранных дел Франции Кушнер сообщил в интервью радиостанции RTL и телеканалу LCI: "Мы будем вести переговоры до конца. Но в то же время мы обязаны готовиться". На вопрос о том, к чему готовиться, министр ответил: "Необходимо готовиться к худшему. А худшее – это война, мсье". Кушнер отметил, что Франция готовит планы на случай изменения военной обстановки. Он сообщил: "В первую очередь наша подготовка будет состоять в объединении планов, которые являются исключительной прерогативой начальников штабов. Однако это произойдет еще не завтра".
И самое примечательное – министр рекомендовал французским компаниям прекратить инвестиции в экономику Ирана. С его точки зрения, Евросоюз должен ввести собственные санкции против исламской республики, помимо Совета Безопасности ООН. То есть – экономические перспективы сотрудничества с Ираном, по мысли главы французского МИДа, уже не перевешивают возможных политических последствий. Правда, сам министр позже оговорился, что война – худший из возможных сценариев.
Постарались дистанцироваться от заявляния шефа и подчиненные Кушнера. Заместитель пресс-секретаря министерства Дени Симонно в понедельник обратил внимание журналистов на августовскую речь президента Николя Саркози, который сказал, что военный удар по Ирану возможен, если страна не свернет свою ядерную программу, но подобный исход стал бы катастрофой
Весной этого года вдруг показалось, что США отказались от планов по реализации военной операции в Иране. Президент США Джордж Буш тогда подписал секретную директиву, разрешающую ЦРУ осуществить тайную подрывную операцию по дестабилизации иранского режима. В отличие от предыдущих утечек, касающихся планов США в отношении Ирана, на этот раз речь шла не о возможных боевых действиях – подчеркивается, что операция будет «бескровной». Воспринято это было в том духе, что сторонники операции во главе с Диком Чейни посчитали, что военный удар имеет больше минусов, чем плюсов.
Вчера военная вдруг всплыла в английской прессе. Sunday Telegraph вдруг сообщила (сославшись на неких высокопоставленных чинов американской разведки), что президент Джордж Буш и его близкое окружение пытаются настроить США на войну с Ираном. В среде «ястребов» утвердилось мнение, что попытки остановить ядерную программу Ирана дипломатическими средствами обречены на провал, допустило издание, и рассказало о якобы составленном в Пентагоне списке из 2000 целей на территории Ирана, которые подвергнутся бомбовым ударам в случае конфликта.
По мнению Sunday Telegraph, препятствует началу операции Кондолиза Райс. Райс принципиально придерживается той точки зрения, что, прежде чем развязать новую войну, администрация президента должна заручиться достаточной поддержкой Конгресса, для чего военную операцию нужно готовить на протяжении нескольких месяцев.
То есть – в администрации Буша нет единого мнения, относительно того, что же делать с Ираном. В этом плане визит иранского президента может на время успокоить и «ястребов» и дипломатов, как в США, так и в Европе. Впрочем, все разнонаправленные заявления и утечки могут восприниматься и в ином контексте – в сентябре США могут постараться продавить новую, более жесткую резолюцию по Ирану в Совбезе ООН. И «угроза войны», подогреваемая заявлениями иранских и мировых лидеров, вполне может сделать несколько более сговорчивыми Россию и Китай.