Киргизские заключенные снова подняли бунт. Беспорядки начались в исправительной колонии №31 в селе Молдавановка под Бишкеком, где во время предыдущего бунта 20 октября были убиты члены парламентской комиссии во главе с депутатом Тынычбеком Акматбаевым и начальник ГУИН Икматулла Полотов.
На рассвете 1ноября спецподразделения начали в этой колонии спецоперацию, целью которой было этапирование из колонии единственного киргизского "вора в законе" Азиза Батукаева. В ГУИН Киргизии говорят, что этот человек, будучи здоровым, содержался в больничной зоне в нарушение всех правил. Кроме него в ИК-31 содержались еще около 25 преступных авторитетов, которых тоже хотели перевести в другие колонии. Это и послужило причиной бунта.
По данным киргизских СМИ, во время штурма колонии №31 военные стреляли из крупнокалиберных пулеметов и убили около двух десятков заключенных. ГУИН утверждает, что в колонии погибли двое заключенных. Кроме того, при штурме ИК №31 был ранен в руку новый начальник ГУИН, назначенный на эту должность несколько дней назад.
Возле колонии №31 находятся около 300 сотрудников спецподразделений Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Киргизии.
В знак солидарности с колонией №31акции неповиновения начались и в других колониях и СИЗО Киргизии. Заключенные заявляют о намерении продолжать протест до тех пор, пока им не станет известно о судьбе Батукаева, якобы переведенного в СИЗО СНБ Киргизии.
Требование вернуть Батукаева в ИК №31выдвинули заключенные колонии №3 в селе Новопокровка под Бишкеком. Подняли бунт заключенные СИЗО города Джалал-Абад на юге Киргизии, они потребовали вывести спецназ из ИК-31. Как сообщили источники в правоохранительных органах, сотрудникам СИЗО удалось заранее узнать о планах заключенных и покинуть территорию следственного изолятора. В СИЗО города Ош охране удалось взять ситуацию под контроль, локализовав попытку бунта 500 заключенных.
По предварительным данным, всего беспорядки начались в семи колониях.
Волнения начались также в колонии №8 в селе Петровка в 30 километрах от Бишкека. По различным данным, в колонии в Петровке убиты 3 заключенных. Киргизское информагентство АКИpress связалось по телефону с несколькими заключенными, которые рассказали, что утром 1 ноября администрация колонии построила всех заключенных и демонстративно покинула территорию. После чего, по их словам, внешняя охрана начала без предупреждения и повода стрелять по толпе. Есть много раненых.
Заключенные потребовали прибытия омбудсмена КР Турсунбая Бакир уулу и лидера Коалиции "За демократию и гражданское общество" Эдиля Байсалова. Ни с президентом КР, ни с премьер-министром они говорить не хотят. Кроме того, заключенные колонии строгого режима № 8 в селе Петровка объявили бессрочную голодовку.
Официальные власти Киргизии отказываются от каких-либо комментариев. После бунта в колонии №31 20 октября во всех тюрьмах Киргизии было введено особое положение. Накануне президент страны Курманбек Бакиев распорядился навести порядок в пенитенциарной системе Киргизии.
Омбудсмен Турсунбай Бакир уулу находится сейчас на лечении в больнице и комментирует ситуацию оттуда.
Он возмущен действиями правоохранительных органов и штурмом колонии №31. В интервью агентству "Кабар" главный правозащитник заявил: "Штурм ИТК №31 стал для меня полной неожиданностью, я не знал, что спецназ готовится к спецоперациям. Это не укладывается в здравый смысл. Ведь все три стороны - правительство страны, родственники убитого депутата Акматбаева и осужденные - заявили, что подчинятся решению следствия. Однако, не дождавшись окончательного расследования, спецназом были предприняты силовые действия".
Что касается колонии в селе Петровка, то главный правозащитник не смог выехать к ним и направил туда своих сотрудников.
“К сожалению, моих сотрудников не пропустили в колонии, которые в селах Молдовановка и Петровка. Сотрудники МВД мотивировали свой отказ тем, что получен категорический приказ министра ВД не пускать на территорию колоний сотрудников института омбудсмена и журналистов. Это делается не для обеспечения их безопасности, а для того чтобы при карательных операциях не было свидетелей", - заявил Бакир уулу.