22 сентября в США прибывает с визитом президент Китая Си Цзиньпин. Контекст визита определяется, с одной стороны, растущей напряженностью в китайско-американских отношениях и, с другой стороны, проблемами в китайской экономике. Некоторые комментаторы считают, что в таких условиях вести переговоры с Китаем будет трудно. Другие полагают, что это хорошая возможность сблизиться на почве общих интересов.
В The Economist сравнивают это событие с визитом Дэн Сяопина в 1979 г., когда в отношениях между странами только началась оттепель. Тот визит был знаковым и вселял большие надежды. Этому способствовали публичные жесты Сяопина, который, например, носил ковбойскую шляпу, намекая на перспективы культурного сближения. Визит Си Цзиньпина не располагает к такому энтузиазму.
Во время этого визита предстоит обсудить такие неприятные темы, как приписываемая Китаю атака на американские правительственные сервера и похищение данных о 22 млн. американских госслужащих; манипуляции Китая с валютой, в которых многие видят попытку удешевить экспорт; а также вопросы территориальной экспансии Китая. Всё это будет происходить на фоне предвыборной кампании в США, где некоторые кандидаты (прежде всего, Дональд Трамп) говорят о Китае с большой враждебностью – как о геополитическом конкуренте, использующем непрезентабельные методы (а том числе экономические кибератаки для похищения технологий).
Впрочем, оговаривает автор, все не так плохо. «В последнее время были достигнуты соглашения по некоторым важным вопросам. В ноябре страны договорились насчет выбросов углекислого газа, что, как они надеются, позволит оживить переговоры о климате в ООН, которые скоро начнутся в Париже. В апреле Китай помогал договариваться о ядерной сделке с Ираном. Его позиция относительно Северной Кореи постепенно приближается к позиции Америки. Ходят слухи, что во время этого визита Си Цзиньпина могут быть достигнуты еще некоторые важные соглашения». Однако на фоне упомянутых омрачающих факторов эти соглашения должны быть какими-то особо выдающимися, чтобы общественный энтузиазм по поводу американско-китайских отношений хоть сколько-нибудь окреп.
Китайская экономика, пишет NY Times, начала сокращаться более резко, чем ожидали китайские политики, что обеспокоило инвесторов по всему миру. Правительство явно переоценивало свои возможности в плане сохранения стабильности, в результате чего амбициозные реформаторские планы получили довольно невнятное воплощение. Теперь лидер страны, находящейся в непростом положении, собирается встретиться с Обамой. При этом он, судя по всему, твердо намерен не идти на уступки в тех вопросах, которые ему не нравятся, и сохранять свой императорский имидж.
Первоначально ожидалось, что в ходе этой встречи лидеры обсудят вопросы безопасности в киберпространстве. Однако сейчас, как считают некоторые аналитики, договариваться будет труднее, потому из-за трудностей в Китае Си Цзиньпин будет нерасположен к компромиссам (чтобы не казалось, что он соглашается под давлением). Ему это сейчас очень невыгодно, в частности, потому, что экономические проблемы в стране могут легко перерасти в гражданское недовольство однопартийной системой, с которой прежде, на волне экономического подъема, мириться было проще. В таких условиях ему нужно поддерживать имидж уверенного и сильного правителя.
Washington Post опубликовала статью Генри Полсона, бывшего министра финансов США (2006-2009 гг.), экономическое сотрудничество с Китаем – это залог экономического благополучия США. Сейчас необходимо определить, насколько серьезны нынешние проблемы в китайской экономике и каково может быть их влияние на США и другие экономики. Очевидно, что обе страны играют важнейшую роль в развитии мировой экономики. Во всех экономиках и на всех рынках время от времени неизбежно возникают пузыри. В этом смысле летние пертурбации с китайской фондовой биржей были в порядке вещей. Поэтому налаживать ситуацию нужно не столько относительно этого эпизода, сколько исходя из системных проблем китайской экономики, которые могут быть угрозой как внутренней, так и международной экономике. Если Си Цзиньпин серьезно займется экономическим реформированием, то это должно дать надлежащие результаты, так как необходимые инструменты и ресурсы для проведения реформ у него есть.
«США, при всех своих расхождениях с Пекином, должны всеми силами болеть за успешное проведение этих реформ», - считает Полсон. Между странами уже существуют настолько прочные финансовые и торговые связи, что их экономики фактически комплиментарны. Единственное, чего не хватает, - это структурных условий, которые бы упростили прямое инвестирование и дали компаниям больше возможностей.
Кроме того, Китай, по мнению Полсона, - это координатор мировой экономики, как и США. И мировая экономика нуждается в такой координации. Но эта двойная координация будет невозможна, если отношения между странами ухудшатся. Собственно, они уже напряженные, и эту напряженность следует как можно быстрее устранить. Иными словами, по мнению Полсона, основой отношений между США и Китаем должно быть экономическое сотрудничество, а расхождениями во мнениях насчет кибербезопасности, прав человека и территориальных претензий можно пренебречь. Ближайшая возможность наладить отношения – это грядущая встреча президентов.