Северная Корея в пятницу (4:30 мск.) выпустила с корабля на западном побережье несколько противокорабельных ракет малой дальности, которые упали в Желтое море. По данным южнокорейского информагентства «Йонхап», запуск ракет планировалось осуществить ранее на этой неделе, однако планы КНДР были скорректированы. Военные Северной Кореи запретили навигацию с утра вторника до утра среды и вывели на боевое дежурство 150-тонный крейсер с противокорабельными ракетами близ порта Нампхо.
Ракеты были российской разработки, обозначаемой по классификации НАТО Styx. В Минобороны Республики Корея не смогли прокомментировать сообщение, сославшись на отсутствие точной информации.
Похоже, что КНДР начала стрелять ракетами, тем самым прибегнув к проверенному способу решения дипломатических проблем. Дело в том, что в процессе решения северокорейского ядерного вопроса возникли новые сложности. Одновременно с пуском ракет власти КНДР пригрозили США остановить демонтаж своих ядерных объектов, если американцы не откажутся от своих «безосновательных требований» к государству, которое подозревают в обогащении урана.
Накануне Сеул по запросу Пхеньяна отозвал 11 своих чиновников из объединенной промышленной зоны в приграничном городе Кэсон на северной стороне границы, неподалеку от демилитаризованной зоны. Северокорейская сторона объяснила инцидент тем, что при новом президенте Южной Кореи Ли Мен Баке в Сеуле «усилились консервативные элементы, клевещущие на политическую систему КНДР». Действительно, новое консервативное правительство Южной Кореи заявило, что будет проводить более жесткую политику по отношению к КНДР. Сеул решил не расширять экономические связи с КНДР и не оказывать ей гуманитарную помощь до тех пор, пока она не раскроет все данные о своих ядерных объектах. Того же требуют и США.
Отзыв южнокорейских специалистов значимым событием в отношениях двух стран – ведь комплекс в Кэсоне, созданный в 2000 году в рамках прежних договоренностей между Южной Кореей и КНДР, стал символом национального примирения двух Корей. Комплекс насчитывает 70 фабрик, которые выпускают одежду, обувь, часы и т.п. Там работают 23 тысячи северокорейских рабочих и сотни южнокорейских менеджеров и технических специалистов. Северокорейцы получают 60 долларов в месяцы – это во много раз меньше, чем рабочие в Южной Корее. Для Южной Кореи Кэсон стал очень выгодным экономическим проектом: использование высоких технологий и дешевой рабочей силы позволяло производить товары, конкурирующие с китайскими. Пока что он продолжает работать.
Теперь возникает вопрос о том, как конфликт двух Корей отразится на шестисторонних переговорах по ядерному разоружению КНДР. Напомним, что в минувшем году Пхеньян подписал соглашение с Южной Кореей, Японией, США, Китаем и Россией о ликвидации своих объектов по обогащению плутония в обмен на экономическую помощь. Демонтаж должен проходить в присутствии американских наблюдателей, а Северная Корея должна предоставить декларацию своей ядерной деятельности. Однако Вашингтон считает, что в декларации, представленной в ноябре прошлого года, не указаны подробности программы обогащения урана и распространения ядерных технологий в Сирию, в чем США подозревают Пхеньян. В свою очередь, Северная Корея утверждает, что программы обогащения урана у нее никогда не было, а США не выполнили обещания исключить КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм.
Северокорейские ракетные пуски вызывают нервную реакцию в мире. В 2006 году, когда ядерная проблема КНДР стояла особенно остро, Пхеньян использовал ракеты в качестве аргумента в торге с мировым сообществом. В июле 2006 года без предупреждения и в нарушение достигнутых ранее договоренностей Северная Корея произвела учебные пуски шести ракет, в том числе баллистической ракеты дальнего радиуса действия «Тэпходон-2». Остальные были малого и среднего радиуса действия – Scud и Nodon. Все ракеты упали в Японском море, причем несколько из них – в 200-километровой российской экономической зоне. При этом гражданские власти и военные структуры России, видимо, оказались не готовы к подобной ситуации.
Не добившись этим нужной реакции от США, Ким Чен Ир решил не останавливаться на баллистических ракетах. В начале октября того же года Северная Корея объявила о намерении провести ядерные испытания. И уже через неделю, 9 октября, на полигоне Хвадэри произошел мощный подземный взрыв, который вызвал землетрясение силой 3,58 балла, зафиксированное в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России. По заявлению Пхеньяна и по общим оценкам, взрыв был действительно ядерным. Северная Корея тогда прямо призналась, что проведенные ей ядерные испытания – это попытка усадить США за стол переговоров.