Первое заседание Госсовета закончилось. Подозрения журналистов и аналитиков полностью оправдались: губернаторам не дали возможности заняться прикладными проблемами. И вряд ли такая возможность у них появится в будущем. Президент, резюмируя итоги мероприятия, объявил, что внимательно выслушал мнение губернаторов по вопросам экономики и даже поручил своей администрации и представителям в федеральных округах "подумать о целесообразности разработки стратегии долгосрочного социально-экономического развития" субъектов федерации и федеральных округов. Таким образом "стратегия Ишаева", которая, как опасались еще вчера, могла конкурировать с правительственной, перекочевала на региональный уровень и грозит мягко раствориться во мгле осенних российских просторов. В копмпенсацию Валадимир Владимирович, который за пафосным словом в карман не лазит, объявил Госсовет "политическим органом стратегического назначения" и призвал губеров, "поднявшись над текучкой", "рассматривать стратегию как общенациональную директиву".
Та же повышенная серьезность и натужная державность сквозила в отчетах губернаторов о проделанной работе. Группа Юрия Лужкова "активно начала работу" над совершенствованием системы органов госвласти и управления. Сначала Лужков предлагает реформы, не требующие изменения законодательства, но в перспективе - исправление или даже принятие новой Конституции. Первые разработки будут представлены в феврале. Очень активный госсоветчик - тюменский губернатор Рокецкий, возглавляющий группу по вопросам местного самоуправления, пообещал обнародовать концепцию и пакет указов, касающихся развития местного самоуправления, но только через 4-5 месяцев. "Местное управление в России должно быть более демократичным", - выразил Рокецкий свою задушеыную мысль.
Быстрее всех собирается внедрить свои разработки в жизнь - а потому и выглядит самой вредной и опасной - группа по госсимволике. Ее начальник, питерский губернатор Яковлев уверен, что сейчас "есть возможность встретить 21 век с новым гимном, флагом и гербом России". Губернатор Яковлев, впрочем, не объяснил да, видимо, и не задумался над простым вопросом: а какая, собственно, радость встречать 21 век с новыми госсимволами, т если это так приятно, то не сделать ли процедуру ежегодной декабрьской. Собственно, встречать новый век Яковлев предлагает с патриотической песней Глинки или бывшим гимном СССР. Оба "новыми" назвать довольно затруднительно, а потому бравый рапорт Яковлева можно отнести к случаям чистой губернаторской бессмыслицы.
Можно, впрочем, надеяться, что надежды Яковлева не сбудутся, потому что президент Путин уже определил тему следующей консультации с региональными бонзами - земельный вопрос. Тут же мягко и невнятно обрисовав рамки заседания: "Мы обсудим эту тему и решим, как строить работу в этом направлении," - то есть оставив за собой полную свободу адльнейшего употребления губернаторских мнений.
Было бы, впрочем, неточно полагать, что Госсовет является лишь способом направить губернаторские политические амбиции на учебные снаряды. Уже первые заседания с замыслом возврата к сталинскому гимну и переписыванием экономической стратегии правительства показали, что Госсовет оказывается весьма выразительным "консервативным" рычагом власти. Эту консервативную энергию бюрократическое и внеконституционное, нелегитимное устройство Госсовета позволяет на данном этапе достаточно легко контролировать, однако при желании она может быть и использована. Да вот и за примерами не надо далеко ходить: ишаевская экономическая программа (да еще на фоне слухов о замене Касьянова на посту премьера Ивановым) объективно укрепляет внутриправительственную коалицию Касьянов-Кудрин. Таким образом Госсовет станет рычагом политической игры и консервативной оппозицией внутри исполнительной власти. При случае же губернаторы вполне могут разделить с Путиным политическую ответственность и за реально консервативные решения.