будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Мир
Цыганок Анатолий

Кому нужна противоракетная оборона

Кому нужна противоракетная оборона
tsygan_big.bmp

В настоящее время многие страны являются обладателями ракетного оружия, ведут разработки и создание новых систем ракетного оружия, в том числе оснащенных оружием массового поражения. В большинстве своем это оружие включает в себя ракетные комплексы малой и средней дальности, с радиусом действия не более 600-900 км. Комплексы с дальностью стрельбы до 1500-2500 км имеют на вооружении только ограниченное число стран. Появление ракетного оружия средней дальности среди новых его обладателей в ближайшие 5-10 лет обычно оценивают как достаточно проблематичное.

Распространение ракетного оружия приводит к значительной дестабилизации геополитической обстановки, поскольку его применение (особенно в случае оснащения средствами ОМУ) ведет к возрастанию уровня угроз и возможной эскалации региональных конфликтов. Как следствие, угроза применения такого оружия в регионах может ослабить решимость мирового сообщества по проведению миротворческих операций.

Таким образом, в настоящее время имеющееся на вооружении третьих стран ОМУ и ракетные средства его доставки представляют угрозу для региональной стабильности в районах, входящих в сферу геополитических интересов России и стран Европы, а в дальнейшем при создании ракет средней дальности может представлять угрозу для объектов на территории России и Европы.

Более вероятными и опасными для США, России, стран Европы становятся одиночные или групповые ракетные удары со стороны третьих стран, так называемых "государств-изгоев", государств с неустойчивыми - "недемократическими" режимами, или террористическими организациями, получившими доступ к ракетному вооружению. Такие удары могут наноситься, прежде всего, с провокационными и террористическими целями, возможны также случайные пуски. Несмотря на то, что в течение всего периода после появления ракетно-ядерного  оружия случайных пусков ракет с ядерным зарядом не было, это не означает, что их никогда не будет, особенно в условиях  все большего распространения, "расползания" ракетно-ядерного оружия.

Принципиально БР тактического и оперативно-тактического назначения с обычными зарядами фугасного или кассетного осколочно-фугасного типов применяются для нанесения ударов по военным объектам. А также, по опыту военных действий в Югославии и Ираке, с целью разрушения инфраструктуры и объектов экономики, подвергаются ударам и объекты энергоснабжения, базовые предприятия оборонных отраслей промышленности, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, порты, хранилища и другие объекты.

В ряде случаев нестратегические БР могут применяться для психологического воздействия. Так, БР Ирака в войне в зоне Персидского залива использовались не для поражения военных объектов, а для ударов по городам Израиля и изнурения населения городов Саудовской Аравии частыми ночными ракетными атаками. Развертывание позиционного района национальной ПРО США, с возможностью многоэшелонного перехвата баллистических ракет неадекватно существующим и возможным угрозам. Последствия развертывания позиционного района ПРО США в регионе может привести к существенному снижению уровня стабильности в мире, в том числе и уровня национальной безопасности самих США.

Однако, если между крупнейшими ядерными государствами - США и РФ - на данный момент действует система сдерживания, основанная на неотвратимости мощного ответного удара, то относительно террористически настроенных государств или группировок сдерживающий фактор не действует, цель террористов привлечь к своей акции как можно больше внимания. Осуществление же ответных действий в случаях одиночных ударов затрудняется гуманными соображениями, связанными с большим ущербом для невинных людей страны, с территории которой запущена данная ракета или группа ракет. Примером может служить Ливан.

Принятое решение о создании и развертывании позиционного района национальной ПРО США в Европе и планируемое использование противоракет с большой дальностью перехвата может придать этой системе большой противокосмический потенциал, способный противодействовать разведывательным системам и средствам в ближнем космосе. Иначе говоря, создание такой системы открывает гонку вооружений в космическом пространстве. Это тем более опасно, что США препятствуют идее запрета создания и развертывания противокосмических систем; создание сверхдержавой своих средств борьбы со стратегическими ракетами и размещение их в Европе может затормозить процесс дальнейших ограничений и сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подключение к нему других стран.

По Договору об ограничении ПРО 1972 года запрещалось создавать такие системы в других районах страны, а также разрабатывать элементы для территориальных систем ПРО. После выхода США в 2001 году из Договора по ПРО и официального объявления о создании национальной системы ПРО для борьбы с БР "государств-изгоев" стало очевидным, что в этой связи недействующими стали и положения о разграничении систем стратегической и нестратегической ПРО.

Единственным ограничением в развитии ПРО пока еще является действующий Договор 1967 года «О принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Согласно этому договору запрещается создание в космическом пространстве "военных баз, сооружений и укреплений, испытание любого типа оружия", запрещается также вывод на орбиту вокруг Земли объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. Этот договор существенно ограничивает США в создании космических боевых элементов ПРО, без которых об эффективной территориальной системе ПРО говорить бессмысленно.

Во-первых, угрозу безопасности стран Европы создают как стратегические, так и нестратегические ракеты "третьих стран" и государств с неустойчивым режимом. Нестратегические ракеты могут быть применены в значительном количестве - до нескольких сотен в виде групповых ударов с различными военными целями, а стратегические ракеты - вероятнее всего в виде точечных ударов с террористическими или провокационными целями. Нельзя исключать и случайных пусков БР, вероятность которых пропорциональна степени распространения ракетно-ядерного оружия по планете.

Во-вторых, система ПРО Европейского континента может рассматриваться как система борьбы с нестратегическими и одиночными стратегическими ракетами. В условиях прекращения действия Договора по ПРО 1972 года, а также соглашений о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО, логично вести речь о системе обороны от всех классов баллистических ракет. Россия, в силу своих военно-географических условий, особенностей расположения части информационных средств дальнего действия, достижений в области систем и средств борьбы с нестратегическими и стратегическими ракетами, может быть в создании такой ПРО очень полезна мировому сообществу.

Кроме того, система ПРО Европейского континента может состоять из совокупности локальных группировок ПРО-ПВО, созданных на базе ЗРК ЗРС, способных вести борьбу с НБР, а также группировок стратегической ПРО типа, ПРО Москвы. Могут быть и комплексные группировки ПРО для борьбы с любыми типами БР, состоящих из стратегической системы ПРО и элементов нестратегической ПРО соответствующего района.

В современных условиях более реально говорить о противоракетной обороне как об обороне от ракет любых типов, а не только от стратегических ракет. К тому же, и разделение ракет на стратегические и нестратегические может быть осуществлено не только по критерию дальности и скорости стрельбы, но еще и с учетом их оснащения и предназначения и такие предложения уже имеются.

Достоинства предложений Российской стороны именно в том, что участие в европейской системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и позволяет национальным системам ПВО-НПРО решать свои локальные задачи в рамках единой системы ЕвроПРО. При таком подходе не встает вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических (обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и программного обеспечения систем управления, используемых национальными командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других европейских стран. Действительно, под прикрытием такой ЕвроПРО можно более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций и других задач.

Очевидно, что создание и боевое применение такой системы совместно с другими мерами по укреплению стратегической стабильности должно согласовываться на международном уровне. Реализация данного принципа предполагает создание системы ЕвроПРО с централизованным информационным обеспечением и децентрализованным управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом ЕвроПРО должен выступать единый информационно-координационный центр, обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки, контроль применения огневых средств национальными командованиями. Однако этот процесс осложнился после принятия администрацией США решения о создании и развертывании позиционных районов национальной ПРО США в Европе.

Учитывая общую заинтересованность стран Европы и России в обеспечении общей и региональной стабильности, а также угрозу, которую представляет собой процесс распространения ОМУ и ракетных средств их доставки, создание ЕвроПРО предлагается рассматривать как комплекс политико-дипломатических, военных и военно-технических мер. В складывающейся обстановке одной из мер парирования ракетной опасности для Европейского сообщества может рассматриваться совместная система обороны от ударов нестратегических баллистических ракет (БР)-ЕвроПРО, а не национальная ПРО США.

Создание ЕвроПРО предусматривает три основных направления работ: создание системы контроля за распространением ОМУ и РО, за их испытаниями и боевым применением; решение задач обороны международных миротворческих сил в зоне конфликта; решение задач обороны объектов на территории европейских стран от ударов БР с ракетоопасных направлений.

Эти задачи взаимосвязаны, однако каждая из них имеет самостоятельное значение, и сотрудничество государств в создании ЕвроПРО по каждому из направлений может производиться по отдельному плану. Государства-участники должны определиться по принципам организации работ по общему управлению системой и каждому из направлений.

Основным принципом сотрудничества стран Европы, США и России в области ПРО должно стать равноправное участие, в том числе и нашей страны на всех этапах создания и использования ЕвроПРО. При этом предлагается считать систему ЕвроПРО открытой к созданию и совместному использованию которой могут быть допущены любые страны, разделяющие задачи и принципы создания системы. Заинтересованность европейских стран в создании ЕвроПРО и в сотрудничестве с Россией по этому вопросу может быть связана со следующими аспектами: желанием обезопасить свои воинские формирования при проведении миротворческих операций; повышением эффективности контроля за распространением технологического производства ОМУ и ракетных средств их доставки; повышением безопасности своих территорий от ударов нестратегических баллистических ракет; желанием сократить затраты на создание системы за счет использования российских технологий.[1]

Не исключено, что некоторые страны, например, Франция и Германия, могут поддержать идею ЕвроПРО с участием России для обеспечения более независимой от США военной политики. Создание совместной ЕвроПРО должно быть одинаково выгодно как Европейским странам (странам участникам), так и России.

Интересы России в создании ЕвроПРО определяются: замедлением процесса распространения ОМУ и РО за счет контроля их распространения и реализациии на основе этих данных мер, ограничивающих их распространение; снижения вероятности применения ОМУ и РО в региональных конфликтах, в том числе непосредственно затрагивающих Россию. А также более быстрой политической и военной интеграцией России в мировое сообщество за счет реализации масштабного проекта ЕвроПРО совместно с развитыми странами Запада; возможностью поддержки и совершенствования технологий ВПК России за счет его участия в работах по разработке и созданию ЕвроПРО; усилением политического влияния России на международной арене, как одного из основных разработчиков ЕвроПРО; возрастанием удельного веса России на мировом рынке оружия и технологий в части систем и средств, обладающих потенциалом борьбы с нестратегическими БР.

Военно-техническими предпосылками создания ЕвроПРО являются :высокий научно-технический потенциал стран участниц ЕвроПРО; наличие у ряда стран (и в первую очередь у России) информационных, управляющих и огневых средств с потенциалом НПРО и научно-технического задела в части создания таких средств; опыт создания и эксплуатации в России систем и средств ракетно- космической обороны; опыт проведения Россией и США совместных командно-штабных учений по нестратегической ПРО.

Анализ проводимых работ по ПРО показывает, что в разработках США интересы Европы представлены лишь работами по ПРО на ТВД. Комплексная противоракетная оборона стран Европы, в том числе и союзников по НАТО от ракетно-ядерных угроз, в отличие от угроз территорий США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в технологическом аспектах. Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же, в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение президента России в 2000 году о создании тактической ПРО Европейского континента.

Что касается России, то ей выгодно участвовать в коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского континента, в том числе и в плане защиты от БР. Это объясняется, прежде всего, военно-географическим положением России - необходимостью защиты своей Европейской части территории, возможностью использовать отдельные национальные средства борьбы с БР в интересах соседних стран Европы, относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств ПВО-ПРО. Необходимо при этом отметить, что зоны ответственности наших РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, где больше всего находится "третьих стран" со своими ракетными потенциалами.


[1] Профессор Батырь Г.С., профессор Литвинов В.В., профессор Меньшиков А.В., профессор Суханов С.А. Проблемы ЕвроПРО. www.vimpel.ru/evropro.htm

Цыганок Анатолий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).