будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Турция
Июль 8, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Константинополь и амнезия

Константинополь и амнезия
bodrum
Мечеть Бодрум-джами. Бывший дворец византийского императора Романа Лакапина в Константинополе. Источник: Фото: wikipedia.org

В Константинополь из Стамбула попасть сложно, даже если знать, что Истанбул происходит от греческого «εις την Πόλι» (ис тин боли), даже если тебя сопровождает известный византинист Дмитрий Афиногенов и даже если ты предварительно запасся путеводителем другого друга и византиниста Сергея Иванова.

 
Золотые ворота Феодосия

Даже с такими мощностями понять, где искать настоящий Константинополь, порой сложно. Есть места очевидные – Карие джами (Хора), Фетхие джами (церковь Богородицы Всеблаженной) или Айя София. О них восхищенно говорить можно долго и найти их легко. Великие стены (Херсеа тихи), Морские (Паралиа тихи), акведук Валента (знаменитый «агогос») или Золотые ворота Феодосия найти посложнее, но тоже можно. Однако есть памятники, такие как Бодрум джами, для поисков которых нужно прикладывать огромные усилия. Город прячет их, закапывая средневековые церкви, превращенные в мечети, под напластованиями коммерческих витрин, рекламы нижнего белья, витрин с дешевой обувью и не менее дешевой косметикой. С другой стороны это была и лакончиная обувь, и качественная косметика, которая позволяла действительно сохранить свой облик на протяжении многих лет.

Это странное ощущение достигает некоторого пика в музеях Стамбула, где среди периодов и эпох, приводящих город к современному его виду и состоянию, Константинополь отсутствует вообще. То есть, он там, конечно, есть, но в кавычках и как бы случайно. Это вызывает некоторую оторопь и запоздалое понимание, что тех, кто приезжает в Константинополь через Стамбул, ничтожно мало. А для всех прочих «византийское тысячелетие», как это называл Х.-Г. Бек, не особенно важно. Мы неспешно идем с коллегой и другом Дмитрием Афиногеновым по проспекту Истикляль и я пытаюсь осознать и отрефлексировать этот идентификационный отказ, вымывание прошлого как чужого и ненужного.

 
Мозаика Христос и пророки в куполе Паммакаристос (Фетхие джами)

- А ничего тут удивительного нет, - говорит Д. Афиногенов. - Это называется «синдром Возрождения». И он характерен не только и не только для Турции, но и для Европы. Античность для Турции – это прошлое, в которое надо вернуться. И поэтому в музеях, путеводителях, книгах и газетах есть Древняя Греция. Есть и Древний Рим. Но не Византия, которую турецкое сознание видит замшелой, средневековой и дикой. Это такая идеологема – раз, и выключили плохое прошлое! В этой идеологеме нет места культурному преемству, явным и скрытым историческим связям. Она просто избавляется от историзма через апелляцию напрямую к «прекрасному прошлому».

И в этом смысле турки такие же возрожденцы, как и западные европейцы. Они пережили главный когнитивный диссонанс Нового времени. Оказывается, когда-то люди, жившие тут до них, обладали куда более высоким уровнем жизни и даже ВВП был у них в три раза выше. Несмотря на две тысячи лет и кучу технологий, мы стали жить хуже. А значит, было что-то плохое, неудачное между нами и этим «золотым веком». И поэтому античность – наше, а византийская эпоха – плохая и вредная.

 
Алексей Муравьев

- У нас тоже это есть, - говорю я. - Древняя Русь в советской мифологеме плавно переходит в эпоху петровских преобразований. От Ивана Грозного до Петра – один шаг. А наше средневековье забыто. И те, кто хранят память о нем, подобно помнящим о Византии, вызывают недоумение и упреки. Возрождение – это болезнь перескакивания, болезнь отрицания истории. Оно рождается от психологической травмы при контакте с ней. В порыве Возрождения есть свой, как писал Лосев, титанизм. Он громоздит здания, подобные мечети Султана Ахмеда, огромные, и возводит памятники, но в его шкафу есть всегда этот скелет – средневековье, о котором не нужно упоминать. И дело уже не только в том, что кто-то кого-то завоевал или подверг маргинализации. Это программа возврата назад через ступеньку, чреватая разными неприятностями. Например, выпадением из истории.

Поэтому поиски Константинополя под культурными слоями Стамбула – дело трудное не только в том смысле, что найти трудно, но трудно локализовать культурно памятники в антураже. В этом для меня главная сложность путешествия в Константинополь.

Если же иметь в виду эту особенность турецкой, да и европейской культурной идентичности, то все встает на свои места. И то, что церкви обращенные по большей части в мечети, сейчас уже выглядит иначе – это символическое обращение прошлого в настоящее, уничтожение прошлого. Наше же дело – выкапывать это прошлое, вытаскивать. Одним словом, бороться с направленной амнезией.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).