будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

Конституционные реформы по-латиномерикански

Конституция - это не священная корова, которую нельзя никогда трогать. Основной закон можно и даже нужно реформировать время от времени по мере созревания к этому определенных предпосылок. Рассмотрим развитие этого процесса на примере некоторых стран Латинской Америки. Здесь имеется широкий спектр вариантов изменений: от фундаментальных, приводящих к перестройке основ государства, до косметических, осуществлявшихся исключительно в интересах конкретных политических деятелей.

Начнем с Венесуэлы. Там после свержения 23 января 1958 года диктаторского режима Маркоса Переса Хименеса кардинально реформировался Основной закон дважды. Конституция 1961 года закрепила установление представительной демократии. Предусматривалось четкое разделение властей, их независимость друг от друга и регулярная сменяемость раз в пять лет. Парламент – двухпалатный Национальный конгресс - формировался на основе всеобщего избирательного права. В верхнюю палату от субъектов федерации избирали равное количество сенаторов - независимо от численности населения и размеров территории штатов.

Срок президентства определялся в пять лет. Вторично можно было избираться лишь по прошествии 10 лет с момента завершения предыдущего мандата. За 40 лет этим положением, которое соблюдалось неукоснительно, сумели воспользоваться два политика.

Конституция 1961 года была одобрена Национальной ассамблей, которая в свою очередь была избрана в декабре 1958 года в соответствии с так называемым Пактом Путо-Фихо, заключенным накануне выборов лидерами трех демократически ориентированных партий. Данное обстоятельство в качестве козырной карты использовал впоследствии мятежный подполковник Уго Чавес, легитимным путем завоевавший президентское кресло в декабре 1998 года. Он пришел к власти под лозунгом радикального реформирования прежнего Основного закона. В 1999 году была избрана Национальная конституционная ассамблея (НКА), которая разработала и вынесла на референдум проект нового Основного закона, одобренного под занавес 1999 года. Ныне действующая Конституция предусматривает увеличение срока полномочий главы государства до 6 лет. Он получил право избираться вторично непосредственно по завершении предыдущего мандата. Вместо двухпалатного парламента создана однопалатная Национальная ассамблея, избираемая по партийным спискам и по мажоритарным округам. Помимо традиционных ветвей власти образованы еще две – Электоральная и Гражданская. Эта реформа Основного закона означал коренную перестройку всех этажей государственного устройства.

Особенность конституционного процесса 1999 года заключалась в том, что НКА сразу же была объявлена инстанцией, возвышающейся над всеми остальными ветвями власти. Не дожидаясь референдума, она взяла на себя функции законодательной и судебной властей, что автоматически привело к их ликвидации. В 2000 году состоялись выборы всех ветвей власти в соответствии с новой Конституцией. Уго Чавес был вновь избран с тем же результатом. Его президентские сроки стали исчисляться с января 2001 года - два первых года оказались списанными на переходный период. В декабре 2006 года Уго Чавес баллотировался вновь и получил право оставаться в своем кресле вплоть до 2013 года. Теперь он задумал еще раз реформировать Конституцию, имея в виду увеличение мандата главы государства до 7 лет и возможность его многократного переизбрания. На этот счет он выразился четко, заявив: «Полагаю, что если народ пожелает, нельзя лишать его права переизбирать любого соотечественника в третий, четвертый, пятый или шестой раз, чтобы тот мог управлять государственным кораблем». При этом Чавес ссылался на зарубежный опыт. Приведя пример Франции, он сказал: «Ширак не выставился, но мог сделать это, поскольку отсутствует лимит на пребывания президента у власти при условии его избрания народом». Правда президент Венесуэлы не упомянул о том, что там этот срок снижен с 7 до 5 лет.

Сходным путем намереваются идти Эво Морлес и Рафаэль Корреа, президенты Боливии и Эквадора. Оба они одержали победу на выборах под лозунгами необходимости кардинальной перестройки государственного устройства и созыва конституционных ассамблей. Придя к власти, они не мешкая приступили к реализации своих замыслов. В обеих странах им удалось преодолеть сопротивление традиционной элиты и добиться избрания соответствующих инстанций. Тем не менее, в Боливии, где процесс был запущен сравнительно давно, с некоторых пор он стал заметно буксовать. Главная причина коренится в отчаянном сопротивлении оппозиции, учитывающей венесуэльский опыт и не готовой принять предлагаемые властью правила игры. Еще одна причина кроется в деликатной, мягкой манере поведения главы государства. По мнению Рафаэля Корреа, стратегической ошибкой его друга является внесение в регламент положения, предусматривающего необходимость квалифицированного большинства для одобрения пунктов проекта конституции.

В Эквадоре же в преддверии начала работы Конституционной ассамблеи намеченного на конец октября нынешнего года развернулась острая дискуссия вокруг судьбы законодательной власти. Президент Рафаэль Корреа заявил, что ее функции будут слегка урезаны: ей придется ограничиться изданием законов, носящих второстепенный характер. Горячие головы в окружении главы государства настаивают на роспуске парламента, ссылаясь на якобы малую его легитимность. Представитель оппозиции, председатель заметно ослабленного Национального конгресса, резонно заметил на это, что негоже, мол, начинать работу ассамблеи с нарушения Конституции. Хотя партия власти в ассамблее имеет существенный перевес, впереди ожидается острая борьба по ключевым вопросам.

В большинстве других стран континента при реформировании конституций не возникало подобных коллизий, но в каждой была своя специфика. В Коста-Рике, например, действует Основной закон, разработанный и принятый в 1949 году, после кратковременной гражданской войны. Он закрепил демократическое устройство страны, отличающейся традициями гражданского правления. Там регулярно происходит смена законодательной, исполнительной и судебной властей, однопалатный парламент и глава государства избираются на четыре года. Президент до недавних пор не имел права избираться на второй срок даже по прошествии двух сроков чужого правления, как предусматривалось в прежней венесуэльской конституции. Незадолго до выборов 2006 года случилась нестандартная ситуация. Истеблишмент, преследуя цель сохранить стабильность и открыть дорогу вторичному избранию политического тяжеловеса, лауреата Нобелевской премии мира Оскара Ариаса, предпринял нестандартный шаг - добился от Верховного суда отмены пункта, устанавливавшего этот запрет. Оппозиция выразила протест, ссылаясь на отсутствие легитимности решения и настаивая на необходимости одобрения поправки Законодательной ассамблеей. Но протест остался не услышанным. Оскар Ариас в упорной борьбе с основным конкурентом, бывшим соратником по партии Оттоном Солисом, добился микроскопического преимущества и вновь занял президентское кресло.

В Мексике, где Конституцией установлен шести летний президентский срок, в результате выборов 2006 года случился казус, поставивший на повестку дня вопрос о необходимость проведения второго тура, не предусмотренного законом. Получилось так, что главные соперники набрали практически равное количество голосов. Минимальный перевес склонил чашу весов в пользу выдвиженца партии власти. Тяжба продолжалась долго время. Оппозиция не признавала итоги выборов, даже создала параллельное правительство и бойкотировала заседание парламента. Наконец, страсти немного поутихли, но проблема внесения поправки в Основной закон не потеряла своей актуальности.

В Чили реформирование пиночетовской Конституции 1990 года осуществлялось поэтапно, медленными шагами. Начался этот процесс в 1989 году, сразу же по приходе к власти демократической коалиции. Продолжился в последующие годы, по мере изменения политической обстановки. Правящие круги, вынужденные были учитывали тот факт, что бывший диктатор некоторое время еще оставался командующим сухопутными войсками, что необходимо было ликвидировать статус назначаемых сенаторов. Шаг за шагом Конституция обретала другой облик. Перед выборами 2006 года срок президентских полномочий сократился до 4 лет. Наконец, одним из наиболее зримых признаков перемен стало назначение женщины на должность министра обороны, а вслед за этим ее избрание на высший государственный пост.

В Колумбии Альваро Урибе Велес, пришедший к власти в 2002 году, незадолго до окончания своего 4-летнего мандата инициировал реформу Конституции 1991 года, запрещавшую вторичное избрание президента. Эту поправку принял парламент. В соответствии с ней Урибе получил такое право и в 2006 году на волне успехов в борьбе с партизанским движением вновь стал главой государства.

В Аргентине в угоду амбициям президента Карлоса Сауля Менема, избранного в 1989 году и лелеявшего мечту сохранить свой пост, в 1994 году при участии двух ведущих политических партий – Перонистской (хустисиалистской) и Гражданского радикального союза – был заключен так называемый Пакт Оливос. Он предусматривал созыв конституционного конвента, призванного внести поправки в основной закон. Изюминка реформы заключалась в том, что мандат главы государства сокращался с 5 до 4 лет, зато он получал право избираться вторично непосредственно по завершении предыдущего срока. В соответствии с этим положением, Менем в 1995 году баллотировался вновь и сохранил за собой президентское кресло. Поскольку слава легендарного Хуана Доминго Перона не давала Менему покоя, накануне выборов 1999 года он вознамерился выдвинуться еще раз, но отказался от своей затеи, понимая, что это явное нарушение того самого закона, который одобрили при его непосредственном участии. Осознавая это, он отложил намерения до следующего избирательного цикла.

В Перу президент Альберто Фухимори, избранный в 1990 году, спустя пару лет пошел на нарушение Конституции, разогнав в 1992 году Национальный конгресс, то есть совершив институциональный переворот. В 1993 году на референдуме была принята новая Конституция страны, значительно расширявшая полномочия главы государства: он получил право распускать законодательный и судебный органы, а также возможность избираться на второй срок. В соответствии с этим, он вновь выдвинулся и победил на выборах 1995 года. Но незадолго до этого подконтрольный парламент одобрил уникальный в своем роде документ - Закон о подлинной интерпретации Конституции. Вердикт гласил: первым сроком пребывания Фухимори в должности главы государства следует считать не 1990-1995 годы, а 1995-2000 годы. Так, была найдена сомнительная юридическая лазейка для выдвижения в 2000 году. Третья победа оказалась «пирровой» для Фухимори. Вскоре разразился грандиозный скандал, вынудивший главу государства заявить о сокращении своего мандата до года и проведении досрочных выборов. Затем он попросту бежал из страны, попросив политического убежища на родине своих предков. Теперь он находится в перуанской тюрьме в ожидании судебного процесса.

Так, очень по разному решали вопрос конституционных изменений в Латинской Америке. Что же стоит за постоянными призывами изменить Конституцию в нашей стране, все чаще обращающейся к опыту стран этого региона, мы узнаем достаточно скоро.

Обсудить статью

См. также:

  • Эмиль Дабагян. Испытание для первой леди
  • Эмиль Дабагян. От экономического роста к тюремной камере
  • Эмиль Дабагян. Уго Чавес на мировой арене
  • Эмиль Дабагян. Интеграция по-латиноамерикански
  • Эмиль Дабагян. Федерализм по-латиноамерикански
  • Эмиль Дабагян. Левая волна на экваторе
  • Эмиль Дабагян. Кубинский социализм на венесуэльской почве
Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).