В четверг, 20 сентября, пройдет заседание комиссии по разграничению полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением. Пока окружные подкомиссии готовят пакеты предложений, комиссия Дмитрия Козака сосредоточилась на договорах и соглашениях с отдельными субъектами. По так называемому закону Лысенко, все договоры должны быть приведены в соответствие с Конституцией к 24 июля 2002 года. Кремль, предприняв минувшим летом атаку на договоры, все же вынужден был включить в состав комиссии татарского президента Минтимера Шаймиева. После первого, июльского, заседания комиссии Шаймиев заявил, что договор между Татарстаном и Федерацией - "навсегда". Большинство антиконституционных договоров уже не действует, оставаясь мощным политическим рычагом на уровне региона, и задача по существу состоит в том, чтобы привести к единому стандарту саму практику отношений между центром и регионами. Это, в частности, касается межбюджетных отношений, которые фиксируются отдельными соглашениями. Всего соглашений с регионами в Кремле пока насчитали 570. Одно из них описывает особый налоговый ("амортизационный") режим для Татарстана. По мнению Татьяны Ельфимовой из приволжской подкомиссии, окончательно отказаться от этих льгот удастся не ранее 2004-2005 года.
Борьба вокруг договоров, каждый из которых уже стал предметом консультаций комиссии с региональным руководством (всего Россия заключила 42 договора), скорее продолжает линию прошлого года на выравнивание региональных законов и конституций. Реальная диспозиция реформы прояснится ближе к зиме. К 15 ноября окружные подкомиссии должны представить предложения и проекты от субъектов и муниципалитетов.
Комиссия Козака была создана президентским указом от 21 июня 2001 года. Кроме договоров, поле ее деятельности - 72 статья Конституции, описывающая предметы совместного ведения центра и регионов. К лету 2002 года комиссия, по указу, должна подготовить законодательный пакет, четко разделяющий полномочия на всех уровнях во всех "общих" сферах. Основным принципом работы комиссии остается неприкосновенность Конституции. Уже прозвучали сомнения, что полное разделение полномочий и ответственности невозможно без конституционной реформы. Другим явным трендом можно считать готовность комиссии провести масштабную ревизию существующего законодательства, отказавшись от неких рамочных законов по разделению предметов ведения. Дума займется реформой в лучшем случае осенью 2002 года.
Законодательный массив, который предстоит проштудировать комиссии, представляется огромным. Уже сегодня, говорят в Кремле, комиссия изучает проходящие через Думу законы на предмет разделения полномочий. Ранее источники "Полит.Ру" давали понять, что реформа коснется 15-20 законов. Кажется, что их должно быть больше. Тем более, что детальное законотворчество должно стать принципом работы комиссии: "Нам не следует бояться подробных законов", - говорят в Кремле. С таким подходом согласны не все. Как заявил "Полит.Ру" Михаил Краснов, вице-президент фонда "Индем", столь масштабная "смена правил игры" может стать "огромной встряской для всей страны". По мнению Краснова, в условиях неприкосновенности Конституции терминологически следует говорить не о "разграничении", а о механизме "взаимодействия" по совместным предметам ведения, который мог бы быть описан неким общим законом. Сам Краснов уже готовит проект такого закона в рамках московской рабочей группы. При этом Краснов выступает за "децентралистскую" философию реформы, то есть за максимальное делегирование в регионы полномочий по текущему управлению, с сохранением федерального контроля и общих правил. Впрочем, пока нет никакой ясности, какой путь в итоге выберет комиссия Козака: как заявили "Полит.Ру" в Кремле, концепция реформы появится не ранее, чем со всех округов будут собраны результаты их работы на местах.