Нурсултан Назарбаев начинает свою речь вовремя, ровно в 9.30, и служба безопасности президента Казахстана идет на редкое нарушение правил: опоздавших участников Второго Евразийского медиа-форума малыми кучками пропускают в зал (по правилам, здешним и всеобщим, в зал, где выступает первое лицо государства, никого не впускают, а из зала никого не выпускают - пока сам президент не уедет). Казахстанская власть в очередной раз показывает, что эта международная конференция v мероприятие первостепенной важности. Организатор форума v Дарига Назарбаева, дочь президента страны и глава основного национального телеканала. Все обставлено с соответствующей роскошью: довольно многочисленную российскую делегацию доставил из Москвы самолет казахстанского премьер-министра, все 300 участников за счет организаторов живут в пятизвездочной гостинице «Анкара», где и проходит форум.
Бытует мнение, что порядочные журналисты приглашение на форум не принимают. Однако журналистов из вполне солидных западных СМИ довольно много v бибисишники, сиэнэнщики и многие другие. Возможно, они приехали потому, что ничего не знают про дурную репутацию Казахстана и его главной телеледи. Не могу сказать, что я на момент прибытия сюда вчера вечером много об этом знала, но что-то все же слышала, так что мне это оправдание недоступно. Я здесь потому, что очень любопытно.
Назарбаев произносит замечательную речь. Она красива, интересна, хорошо написана. Он критикует «медийный фантом о якобы начавшемся столкновении цивилизаций» - хорошая тема, хорошая формулировка. Он хвастает, что за все годы независимости Казахстана, где проживают около 120 национальностей, «не было ни одного массового конфликта на этнической почве. Мы обеспечили главное право человека v право жить в мире». Я имею некоторое представление о не совсем радужной картине межэтнических отношений в Казахстане, но против этого не попрешь: в отличие от многих соседей, включая, конечно, Россию, кровопролитий на этнической почве Казахстан не видел.
Далее идет ласкающее мой слух перечисление базовых ценностей: частная собственность, свобода слова, права человека. Затем - слова о среднем классе как оплоте демократии. Наступает черед самокритики: переход от социализма к капитализму v штука непростая, но Казахстан справляется не хуже других. «Демократия v наша конечная цель, а не начало пути... Сначала экономика, а потом политика... Были субъективные ошибки, остановки на этом пути, была и справедливая критика в адрес Казахстана. Но 80% средств массовой информации v в частных руках, работают более 3000 некоммерческих организаций, потому что мы понимаем, что третий сектор является ключевым в развитии гражданского общества». Интересно, кто-нибудь еще из президентов СНГ произносил слова «третий сектор»?
Теперь то, что американцы называют reality check v сверка с действительностью. Частного национального телевидения в Казахстане нет, хотя есть региональные телекомпании. Печатные издания есть, но в массе своей откровенно слабые с точки зрения журналистики, явно ангажированные и ненадежные в качестве источников информации. Отчасти это, безусловно, результат реальных преследований со стороны власти: всякий раз, когда очередная газета или журнал закрывается и вместо него открывается новое издание, оно оказывается слабее предыдущего. Что касается онлайновых СМИ: они есть, но целый ряд сайтов в Казахстане недоступен: условием сотрудничества любого частного интернет-провайдера с государственной телекоммуникационной монополией является соблюдение запретов на эти онлайновые издания.
Вот некоторые ключевые события, произошедшие с казахстанскими журналистами в последнее время. В марте Верховный суд Казахстана подтвердил приговор v три с половиной года лишения свободы v для журналиста Сергея Дуванова, прославившегося своими разоблачительными статьями о финансовых делах президента Назарбаева. Дуванова посадили накануне планировавшейся поездки с выступлениями в США. Повод - изнасилование малолетней. В деле было допущено столько нарушений, что даже сама Дарига Назарбаева высказала возмущение несоблюдением судебной процедуры. Тактика была выбрана безошибочно: больше за Дуванова не вступился практически никто v не могут же международные журналистские организации защищать человека, обвиняемого не просто в уголовном преступлении, а в таком ужасном.
Летом прошло года произошел взрыв в редакции оппозиционного журнала «Республика». За несколько дней до этого у входа в редакцию кто-то повесил обезглавленный труп собаки; голову у себя дома обнаружила редактор «Республики» Ирина Петрушова. Министерство внутренних дел обвинило в организации взрыва владельца журнала, но официально обвинение предъявлено не было v возможно, потому что журнал вскоре прекратил свое существование. Петрушова, правда, теперь возглавляет другое издание.
Среди работающих в СНГ представителей западных агентств по помощи развивающимся демократиям v таких, как USAID или IREX, v популярны долгие беседы на тему о том, где хуже: в Белоруссии, Казахстане, России, Украине. Есть мнение, что белорусская диктатура переоценена, а казахстанская, наоборот, недооценена. Но в общем на каждого казахстанского арестанта можно найти одного белорусского, на каждого украинского убиенного v одного или двух российских. Так или иначе, ощущение схлопывающегося пространства у нас одно на всех. Удивительно другое - президент Назарбаев, старательно говорящий красивые слова только ради того, чтобы произвести впечатление на десяток-другой западных журналистов. Это вам не «споры хозяйствующих субъектов» и обрезание по-путински. Только за одно сегодняшнее утро постсоветские политики на форуме умудрились процитировать больше 20 лучших умов западной цивилизации. Назарбаев начал с Ницше. Российский министр культуры Михаил Швыдкой (почему Россию представлял Минкульт, а не Минпечати или иностранных дел v непонятно) добавил Бальзака, госсекретарь Кыргызстана v Марка Блока и Пруста, а Дарига Назарбаева v не меньше дюжины философов. Пустячки, конечно, но приятно: очаровательное такое совковое западничество.