Последние дни сильно прояснили ситуацию вокруг "Медиа-Моста". Уже самим спринтерским финалом "дела Гусинского", когда с главы холдинга были неожиданно сняты все обвинения, был решительно опровергнут тезис о "независимости генпрокуратуры". Более того, заявления о том, что история с Гусинским не имеет ничего общего с проблемой свободы прессы и что Гусинский воспринимается в Кремле просто как бизнес-магнат, играющий не по правилам, теперь также выглядят пиар-оболочкой для прикрытия истинного мотива войны с Гусинским, цель которой - перевести НТВ под государственный контроль. Анатолий Чубайс в интервью журналу "Власть" недвусмысленно дал понять, что все "дело Гусинского" от начала и до конца - личная инициатива Путина. Пока суть договоренностей, согласно которым Гусинский был отпущен, до конца не ясна, но уже понятно, что идет борьба, в которой "Медиа-МОСТ", дискутируя с Кремлем о стоимости холдинга, пытается либо устоять перед "Газпромом" и вообще не передавать в его распоряжение контрольный пакет, либо сделать это с максимальной финансовой выгодой. При этом так и не понятно, что является предметом переговоров - НТВ или весь "Медиа-МОСТ".
Скорее всего, второе: в сенсационном интервью The New York Times заместитель главы кремлевской администрации Сурков сообщил, что речь идет о "всем холдинге". Сурков заявил, что переговоры о передаче "Медиа-МОСТа" за долги "Газпрому" близятся к завершению. Таким образом, Кремль фактически признал не только сам факт переговоров, но и свое в них участие. За день до этого The Financial Times назвала цифры: "Газпром" оценивает "МОСТ" в 750 млн долларов, сам "МОСТ" говорит о двух миллиардах. The Washington Post со ссылкой на свои источники сообщила, что Гусинский сопротивляется сделке и потому срочно ищет западных инвесторов, которые помогли бы ему оплатить долг.
Пресс-служба "Медиа-Моста" отреагировала на интервью Суркова заявлением, в котором назвала Суркова лжецом, а его слова - "попыткой Кремля оказать давление на ход переговоров, занизить стоимость «Медиа-Моста» и дестабилизировать обстановку в журналистских коллективах СМИ, входящих в медиа-холдинг", таким образом также признав факт переговоров. "МОСТ" пока отказывается сообщать подробности прессе.
Заявление "МОСТа" косвенно подтверждает пока единственную логичную гипотезу, объясняющую интервью Суркова западной прессе: Кремль, вместо того чтобы закамуфлировать свое участие в переговорах, сознательно сообщает о нем через Суркова, чтобы затруднить Гусинскому поиск инвесторов. Так ситуация переводится из финансовой плоскости в политическую и транслируется месседж, что "МОСТ" от Кремля все равно никуда не денется.
Кремлевская администрация заявляет, что скоро закончатся переговоры не только с Гусинским, но и с Березовским, и к осени все три центральных канала - ОРТ, РТР и НТВ - будут находиться в руках у государства. Березовский ведет свою игру, дезавуировав лично и через Шабдурасулова свое заявление о готовности отдать государству контролируемые им акции и называя ситуацию с НТВ главной причиной изменения своей позиции.