Реформа партийной системы и избирательного законодательства остается одной из главных тем осени. На середину октября намечены парламентские слушания по закону о партиях и закону о выборах. К этому моменту проекты обоих законов уже должны быть готовы. Пленарные чтения в Думе, если не будет срывов, пройдут уже в ноябре. И Дума-2003 будет избираться по другому законодательству. Кавалерийски напористая федеративная реформа Путина, проведенная летом, сделала актуальными разговоры о глобальной партийной реформе - о переходе на мажоритарную систему, о повышении проходного барьера, об ограничении доступа для новых политических сил к избирательной площадке. Кремль действительно никак четко не артикулировал свою готовность сохранить принципы выборного механизма: напротив, Путин неоднократно публично упоминал о целесообразности перехода к одномандатной Думе. Юридическая фиксация сложившейся, благоприятной для исполнительной власти ситуации в нижней палате выглядела слишком заманчивой перспективой и вполне вписывается в прагматически-жесткую стилистику регулирования политических коллизий, принятую на вооружение нынешней командой из президентской администрации. В ситуации политической апатии и очевидной слабости существующей партийной системы такие шаги вполне могли бы заблокировать партийно-политический процесс на неопределенное время.
Тем не менее пока Кремль по меркантильным соображениям готов, по-видимому, отказаться от этих планов и не трогать основные принципы. Теоретически Кремль еще может продавить глобальную реформу, но, судя по всему, дело ограничится косметическим ремонтом избирательного закона и содержательным, но не радикальным изменением закона о партиях. Соответственно изменился расклад между игроками - если раньше кремлевский проект закона о партиях готовило "Единство", то теперь Кремль намерен вносит в Думу ЦИКовский проект. В ЦИКе в срочном порядке доделывают оба закона, и многие позиции еще не известны.
Содержание партийной реформы сведется в первую очередь к ужесточению правил игры на партийном рынке - состоится переход на чисто партийную систему, движениям и объединениям в участии в выборах будет отказано. В итоге партий станет гораздо меньше - в ЦИКе говорят о "реальных" 10 партиях из 186 имеющихся. ЦИК предлагает бюджетное финансирование партий по немецкой модели и строгое наблюдение за финансовой отчетностью через Счетную палату. Региональные партии предлагается упразднить.
Жесткое законодательство обеспечивает Кремлю через лояльные ЦИК и Минюст сильный контроль за общим политическим выборным движением. О том, что жесткий подход также говорит об авторитарных идеях Кремля, уже давно пишет пресса. Тем не менее правильность такого комментария неочевидна - избирательное применение закона и в минувшем выборном сезоне позволяло Кремлю не допустить в Думу "изгоев". Меж тем четкость партийного законодательства действительно может способствовать упорядочению партийной жизни в России.