будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕАЭС экономический кризис
Май 15, 2025
Мир
Свинаренко Игорь

Кризис, новый мировой порядок и перспективы

Кризис, новый мировой порядок и перспективы
ryabov1
Андрей Виленович Рябов. Источник: Фото: Наташа Четверикова/Полит.ру

Мы публикуем репортаж с очередного заседания российско-казахстанского дискуссионного клуба "Беседы об экономике и не только".

Близится к завершению первый сезон уникального лекционного проекта «Беседы об экономике и не только». Обо всех его участниках можно каждый день прочесть что-нибудь новое в новостях, ознакомиться с их биографиями и списком заслуг  в Википедии, поскольку все они – известные люди, важные интеллектуалы, ученые, общественные деятели, высокопоставленные чиновники и т.п. «Беседы…» - совместный российско-казахстанский проект, регулярные лекции российских спецов в Казахстане проводятся при поддержке Национального банка Республики Казахстан и Экономического факультета МГУ им. Ломоносова. А модерирует почти каждое выступление сам глава Нацбанка, удивительно интеллигентный человек, Кайрат Келимбетов.

Не всем, конечно, удается послушать лекции или прочесть полную расшифровку, поэтому мы даем как бы репортажи с выступлений, излагая саму суть прямой речи лекторов, максимально близко к тексту и так, чтобы всем хватило сил и времени прочесть.

Недавний спикер проекта, Андрей Виленович Рябов, главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения» выступил в Алматы с лекцией на тему «Кризисные явления в системе современного порядка и вызовы для стран ЕАЭС» и поставил примерно такие вопросы:

«Что происходит в мире? Как выглядит сейчас новая глобальная картинка? Что за переходный мировой порядок сложился? В чем его проблемы? Отчего возникают турбуленции?»

Если коротко, то сказал он следующее.

– Существующий мировой порядок – именно переходный.

Баланс сил после формального распада Ялтинской системы в мире резко изменился. А институты, нормы международного права, политические практики, вытекающие из этих норм, – остались прежними. Отсюда – серьезные конфликты, затронувшие постсоветское пространство.

В теории международных отношений государства делятся на две категории: «державы ревизионистские» и «державы статус-кво». Ревизионистские – это те, которые добиваются изменения мирового порядка, в данном случае неважно, в какую сторону. А статус-кво – за сохранение порядка, границ, отношений в том виде, в котором они сложились к данному моменту.

Запад одно время был за ревизию. Сильный (как обладатель основной части военного ресурса), единый, он считал себя носителем наиболее привлекательного социального, экономического и политического проекта. И существовала парадигма конца истории. Считалось, что в обозримой перспективе большинство стран перейдет к тем моделям, что сложились в странах развитого капитализма. Тенденция мирового политического процесса была направлена на изменение, на конец истории – а значит надо изменять мир. Логика была абсолютно точной.

Вспомните Югославию 1999 года.

В чем был смысл тех событий?

Главной своей задачей администрация Билла Клинтона видела вот что: очистить Европу, Балканы в частности, от последних элементов коммунистической системы. Лидером той системы они считали президента тогда еще союзной республики Югославии Слободана Милошевича, хотя к тому моменту коммунистическим лидером он был уже весьма и весьма условным. Важно вот что: огромное влияние в той администрации США имели выходцы из Восточной Европы: Мадлен Олбрайт, Лесли Гелб, Ричард Холбрук и другие.

Россия в тот момент, напротив, выступала как держава статус-кво. Она хотела сохранить сложившуюся ситуацию. Но не ту, которая возникла сразу после распада Советского Союза в 1991 году! Поскольку после были серьезные межэтнические конфликты: в Азербайджане, Грузии, на территории Молдовы. Но эти конфликты удалось заморозить в 1993-1994 годах, были же приняты Сочинские соглашения. И вот Россия хотела сохранить именно  ту ситуацию, когда конфликты заморожены.

В этом была простая логика: слабая держава, опасающаяся потерять остатки былого влияния, объективно заинтересована в статус-кво. Вот картина 90-х годов.

В нулевые годы все кардинально меняется.

 

В 90-е и 00-вые годы Запад (Штаты, в первую очередь) вдруг осознал: военную мощь уже не удается конвертировать в создание политического порядка! Вмешались, поменяли власть, режим, вроде добились своей цели. Но! В стране, куда вмещались – возник беспорядок, и пошел неконтролируемый поток беженцев.

И в то же самое время из-за нефтяного бума (и других причин) влияние России резко усиливается! Баланс между Россией и Западом начинает меняться. Они как бы меняются ролями. Запад во главе с Соединенными Штатами – дрейфует в сторону актора статус-кво. (По каким-то вопросам он выступает в роли ревизионистского игрока, к примеру, в Ливии, это 2012 год.) А Россия начинает обратный дрейф – в сторону ревизионистской державы. Некоторые эксперты это связывают с войной августа 2008 года – считая это концом российской миссии как державы статус-кво.

Вектор сменился в 2014 году.

Штаты заняли жесткую позицию по украинскому вопросу.

И не по экономическим причинам.

И не из-за геополитических интересов, которых там нет.

По большому счету геополитика в современной интерпретации – это некий синоним мировой безопасности. И в этом смысле постсоветское пространство, особенно Украина и Черное море, американцев мало интересовало в этом контексте.

Почему же тогда?

Причина проста. Американцы подумали: если пойти на уступки, проявить мягкость, закрыть глаза на эту самую Украину – это будет означать, что Соединенные Штаты как ключевая сила, на которой базируются остатки прежнего мирового порядка – окончательно  будут дискредитированы. Счетчик их заслуг будет обнулен. Это некий дедлайн, красная линия: «Если мы уступим здесь, с нами не будут считаться нигде».  

А российская позиция совершенно другая: «Баланс сил в мире изменился, мы можем чего-то требовать – ну вот и давайте вернемся к Ялтинской системе, которую никто не отменял. Так мы видим свои интересы».

Это требование новой Ялты очень популярно не только среди экспертов и телевизионных пропагандистов, но  и среди людей, занимающих очень высокое положение в официальной правительственной иерархии.

Да, на сегодняшний день вот на таких вещах, на восприятии, в очень большой степени, базируется мировая политика. Если бы она исходила лишь из рационального понимания интересов, то многих конфликтов на нашей планете можно было бы избежать.

Что это – тупик? Это надолго? Или есть какие-то варианты?

Ситуация не видится безвыходной. Есть факторы, которые позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Это особенности нынешнего переходного порядка.

Первая особенность.

Во-первых, это позиция Германии. (А она главная сила ЕС.) 

Германские инвестиции в российскую экономику – около 30 миллиардов. Позиция части германского истеблишмента, военного в том числе – Германии стоит активно поучаствовать в модернизации России. С целью ослабить доминирование Соединенных Штатов в западном сообществе. Это не раскол Запада, нет! Это часть большого процесса – переформатирования международного порядка. Чтобы сделать его более гибким. Более соответствующим цифровым схемам – а не аналоговым, с их жесткой иерархией.  

Во-вторых, большая часть граждан Европейского Союза  воспитана в пацифистском духе, они не хотят затяжной войны вблизи своих границ.

Им хотелось бы побыстрее свернуть этот конфликт. Или заморозить.

Европа не забыла тяжелый опыт бывшей Югославии. Как государство она так и не состоялась. Там три независимые общины, которые практически не общаются друг с другом, даже в трамваи входят в разные двери. Косово – тоже вроде государство, но оно дает экспорт преступности во всю Европу, и там неконтролируемый поток иммигрантов. Назвать переформатирование Югославии успешным проектом – нельзя. Сразу на этом фоне появляется мысль: а какие последствия могут быть у украинской войны, если она затянется, если там пойдет эскалация?

Поэтому у Европы есть желание этот конфликт хотя бы заморозить.

Интерес Германии к Евразийскому экономическому союзу (который проявился совсем недавно) – он от желания как-то повлиять на украинский кризис. Как? Они сами не знают.

Существуют также пока еще не очень ясные, не очень четкие импульсы со стороны некоторых европейских столиц.

Вот бундесканцлерин Меркель и ее министр иностранных дел Штайнмайер заявили недавно, что у России есть экономические интересы на Украине, и при урегулировании их нужно тоже учитывать. Год назад этого не было! Так что появилась надежда.

Теперь – вторая особенность переходного порядка.

С одной стороны, западная модель организации социального и политического порядка по-прежнему остается самой привлекательной.

С другой стороны, позиции Запада в мире слабеют.

 

Вот трио Украины, Молдовы, Грузии – стремится попасть в Европейский союз. Можно ли это случиться быстро? Болгарии и Венгрии это удалось, – несмотря на то, что эти страны по своему уровню социально-экономического развития не дотягивали до членства в ЕС. Им повезло, они сумели прыгнуть на подножку уходящего поезда.

А теперь проблема в том, что двери Европейского союза, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, будут закрыты.

Для всех, кроме Балкан. Балканские страны будут приняты! И это не экономическое решение, это решение политическое.

А интеграции стран постсоветского пространства нету в планах ЕС. Не до них сейчас, тем более что ожидается продолжение кризиса Южной Европы. Европа не хочет  давать новым кандидатам невыполнимых обещаний.

Третья особенность переходного порядка.

О китайских перспективах.

Многим специалистам кажется реалистичным такой сценарий: образуется новый двухполярный мир, Штаты-Китай. Какие-то телодвижения в эту сторону есть.

Первое. В СМИ мало пишут о резком учащении двухсторонних экспертных связей на всех уровнях – а это происходит! Это по проблемам политики, экономики, Тихоокеанского региона, конфликтов и т.д. Этих совместных китайско-американских семинаров и консультаций в последнее время проводится все больше и больше. Причем, если раньше они проводились в основном в Пекине, то теперь это происходит и в других китайских городах. Интересно: часто никто, кроме специалистов, не знает ничего про эти семинары. Что там обсуждали? Какие выработали рекомендации?

Второе. Раньше странам не удавалось договориться по ключевому вопросу. Американцы хотели тихоокеанского партнерства, а китайцы – зону свободной торговли в Восточной Азии. Никто не хотел уступать. А теперь страны близки к компромиссу. После того как Китай эффективно разыграл российскую карту, Соединенные Штаты стали более уступчивы. Компромисс близок. Скорей всего, окончательно обо всем договорятся в ходе сентябрьского визита председателя КНР Си Цзиньпина в Вашингтон.

Третье. Это общее смягчение риторики. После мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей было сказано, что у Китая с Соединенными Штатами гораздо больше общего, чем противоречий.

Что такое вообще биполярный мир? Это противодействие двух разных социально-экономических и политико-идеологических систем. Но насколько эти системы разные, американская и китайская? Недаром в китайский политический обиход вошла знаменитая поговорка; помните, о Тайване они говорили: "Одна страна – две системы". Теперь о новом характере взаимоотношений с Соединенными Штатами говорят: "Одна система – две страны". Не может быть биполярного мира в рамках одной системы, скорее всего.

Четвертое. Мир стоит на пороге очень сложных внутренних политических, экономических реформ. И не факт, что через эти реформы удастся так легко пройти. Они могут заморозить развитие страны (стран) на десятилетия! Как это, например, произошло с Японией: она остановилась в развитии в начале 90-х годов.

А для Евразийского экономического союза ключевой вопрос такой: Великий шелковый путь и как на него реагировать. На взгляд Андрея Рябова, для Евразийского экономического союза он означает только одно – превращение в мост между КНР и Европейским Союзом. Германия и некоторые министры ЕС сейчас стали проявлять интерес к Евразийскому экономическому союзу. Потому что движение по скоростным магистралям – автомобильным, железнодорожным – лучше морского пути через Индию, Суэц, Красное море, Средиземное море и т.д. И поэтому позитивные оценки уже есть, говорят – давайте, пусть Евразийский экономический союз станет мостом. Но, как считает лектор, мост – это не то, ради чего в современном мире создают инновационные объединения. Мосты, это все-таки из категории  международных отношений иных эпох. Есть идея пояса развития вокруг железных, автомобильных дорог, трубопроводов, оптоволоконных линий, это зоны, в которых создаются новые предприятия, новые отрасли экономики. Но действительно ли есть стремление модернизировать Евразию? Андрей Рябов считает, что причина более простая. С учетом очень серьезных внутриполитической и внутриэкономической реорганизации, которая предстоит Китайской Народной Республике, очень важно обеспечивать целые регионы страны долгосрочными заказами, возможностями иностранных инвестиций, вкладыванием иностранных денег в ближайшее государство и возможность сохранения рабочих мест.

Но – почему бы и нет? Пусть бы и так.

Свинаренко Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).