Патрологи - ученые, изучающие наследие средневековых христианских теологов, "отцов Церкви". Эта задача уже давно переросла прагматически-церковные рамки, став полноценной научно-общественной. Изучать патристику надо, чтобы понять общие корни христианской Европы, чтобы найти общий язык христианской культуры. Именно этой цели служат встречи патрологов, проводящиеся с 1999 г. в Европе.
В венгерском городе Эстергом уже в шестой раз собралась группа ученых из разных европейских стран, изучающих средневековых христианских писателей, т.н. отцов Церкви. Со времен дореволюционных патрология (буквально – «наука об отцах») в российской науке находится на периферии, так и не сумев выбраться из пеленок чисто церковной дисциплины, как это, например, произошло в Европе или Америке. Но исследование отцов Церкви многим до сих пор кажется очень прагматической вещью, обслуживающей интересы Церкви.
Эмансипация патрологии в Европе произошла в послевоенное время, там она стала вполне самостоятельной дисциплиной между историей литературы, историей богословия, философией и источниковедением. Наши университеты пока не готовят специалистов в области патрологии, и патристических авторов изучают одиночки-энтузиасты. Действительно, подготовка такого специалиста – дело непростое, необходимо иметь как филологическую (греческий и латинский), так и историческую и философскую подготовку одновременно. После краха советской системы некоторое количество филологов и философов пришло в профессию, началось какое-то движение в Духовной академии.
Но десять лет назад парижская исследовательница Изабель де Андиа, которая изучает таинственного Псевдо-Дионисия Ареопагита, автора столь же загадочного, сколь и ключевого для Запада и Востока, предложила собраться патрологам из православных и католических стран, чтобы подумать, какие усилия нужны для построения единого языка патрологии. Этот единый язык нужен стразу для нескольких вещей:
Первые семинары проходили при поддержке венской католической организации Pro Oriente, которая не только предоставляла площадку, но и публиковала тома с выступлениями. Эта организация была создана для налаживания диалога между христианами Востока и Запада, но постепенно ее фокус сместился в область богословскую и ученую. Покровителем ее является кардинал и архиепископ Вены Кристоф Шёнборн, автор одного из наиболее фундаментальных исследований патристического учения об иконах и их месте в церкви. Среди первых участников были такие выдающиеся люди, как проф. С. С. Аверинцев и проф. М. ван Эсбрук, оба ушедшие в начале 2000-х.
Сборники текстов конференций включали статьи на богословские темы по порядку знаменитого византийского программного текста, известного как «Символ веры» (Σύμβολον τῆς πίστεως). На настоящий момент уже опубликовано пять томов: отцы об Отце, отцы о Сыне, отцы о св. Духе и т. д. Сейчас венское сообщество патрологов уже не зависит от Pro Oriente и даже собирается не в Вене, а в разных местах: то в Люксембурге, то в Румынии (Сибиу), а последняя встреча (3-6 октября) прошла в венгерском городе Эстергом, одной из старых столиц Венгрии. Один из участников встреч, Атанас Орош, стал греко-католическим епископом в Венгрии и предложил организовать встречу на своей родине.
Конференция была организована им совместно с д-ром Терезией Хайнталер (Франкфурт), которая долгие годы работала вместе с проф. А. Грилльмайером над самым полным очерком патристической христологии. Патрологи на этот раз говорили о такой области богословия, как сотериология, т. е. представления о спасении. Вообще говоря, этот подраздел христологии (учения о Христе) изучает и обобщает представления о том, каким образом Христос спас мир и что, собственно, обозначает «спасение» (по-гречески σωτηρία). Отцы церкви много написали на эту тему, но оказывается, что уже в IV-V вв. они писали про это по-разному.
В целом все христианские законодатели были согласны в том, что тема спасения связана с т. н. «первородным грехом», его последствиями и смертью. Но у восточных писателей сюда добавилась тема «обожения» (теозиса), возможности для человека достичь состояния божественности, а западные говорили о том, почему все же крещеные люди подвержены греху и что значит такая релятивизация спасения. Вся эта сложная богословская проблематика может, в принципе, смутить неподготовленного читателя, но надо понимать, что именно богословие было ключом к культуре в Средневековье и даже отчасти в Новое время. Поэтому надо изучать и богословов, чтобы понять культуру. Но изучать – в этом патрологи непреклонны – надо исторически. В докладах участников из православных стран звучали (А. Фокин, М. Ставру, Г. Мардзелос) мысли о «виновности» знаменитого африканского писателя IV-V вв. Августина Иппонского в некотором перекосе, проявившемся в западной мысли. Дело в том, что Августин считал, что, несмотря на «спасение мира» Христом, на каждом человеке лежит печать вины за первородный грех, поэтому нужно крещение, которое понимается как очищение от этой вины.
В дальнейшей перспективе такой взгляд приводит к крайнему антропологическому пессимизму, едва ли не к янсенизму. С этой точкой зрения тяжело согласуются мнения восточных отцов Церкви, которые выступали за более оптимистический взгляд на человека. Так, например, сирийский писатель Исаак Сирин, о котором говорил А. Муравьев, считал, что все человечество как бы «осенено» Христом, так что все люди объемлются любовью Бога и даже наказание (которое традиционно называется словом «ад») есть лишь метафора этой любви. Все эти высокие богословские вопросы для патролога имеют историческую форму: они были сформулированы в конкретный момент в конкретном месте, что делает необходимым построение карты воззрений. Только построив или наметив такую карту, можно представить себе вес отдельных концепций и их путь в мэйнстрим.
Построением подобной карты и занимались патрологи венской группы на своих встречах. Можно сказать, что сейчас они близки к завершению первого этапа – дескриптивного. Остается анализ. Помимо заседаний в Эстергомском конференц-центре, участники побывали в Будапеште, где в парламенте встретились с зам. премьер-министра Венгреской республики. Чиновник рассказал о новой Конституции страны, которая выдержана в традиционалистско-католических тонах: запрещены аборты, запрещены однополые браки и т. д. Кроме того, Венгрия заключила конкордат с Ватиканом, признав за последним право контроля и высказывания мнения по поводу внутренней и внешней политики страны. Среди участников конференции новая христианская политика венгерских властей вызвала обсуждение, некоторые патрологи сочли ее весьма полезной и правильной, другие указывали на потенциальную опасность жесткой позиции в секулярном современном обществе. Заседания завершились в Эстергоме 6 октября. Тексты собраны, комиссия по публикации начала работу.
Следующее заседание, возможно, пройдет уже в Москве или в Киеве. Дискуссии пока продолжаются, общий язык, как кажется, найден, но остается понять, как им пользоваться для описания всех кейсов. А их остается еще много, т. к. патристические писатели, отцы Церкви, во многом определили культурный и религиозный облик Европы, как Восточной, так и Западной. И их изучение открывает большие перспективы для более четкого и более проблемного взгляда на сложение средневекового и современного христианского мировоззрения.