будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Кто, как и зачем изучает наследие отцов Церкви

Кто, как и зачем изучает наследие отцов  Церкви
conference-598

Патрологи - ученые, изучающие наследие средневековых христианских теологов, "отцов Церкви". Эта задача уже давно переросла прагматически-церковные рамки, став полноценной научно-общественной. Изучать патристику надо, чтобы понять общие корни христианской Европы, чтобы найти общий язык христианской культуры. Именно этой цели служат встречи патрологов, проводящиеся с 1999 г. в Европе. 

В венгерском городе Эстергом уже в шестой раз собралась группа ученых из разных европейских стран, изучающих средневековых христианских писателей, т.н. отцов Церкви. Со времен дореволюционных патрология (буквально – «наука об отцах») в российской науке находится на периферии, так и не сумев выбраться из пеленок чисто церковной дисциплины, как это, например, произошло в Европе или Америке. Но исследование отцов Церкви многим до сих пор кажется очень прагматической вещью, обслуживающей интересы Церкви.

Эмансипация патрологии в Европе произошла в послевоенное время, там она стала вполне самостоятельной дисциплиной между историей литературы, историей богословия, философией и источниковедением. Наши университеты пока не готовят специалистов в области патрологии, и патристических авторов изучают одиночки-энтузиасты. Действительно, подготовка такого специалиста – дело непростое, необходимо иметь как филологическую (греческий и латинский), так и историческую и философскую подготовку одновременно. После краха советской системы некоторое количество филологов и философов пришло в профессию, началось какое-то движение в Духовной академии.

Но десять лет назад парижская исследовательница Изабель де Андиа, которая изучает таинственного Псевдо-Дионисия Ареопагита, автора столь же загадочного, сколь и ключевого для Запада и Востока, предложила собраться патрологам из православных и католических стран, чтобы подумать, какие усилия нужны для построения единого языка патрологии. Этот единый язык нужен стразу для нескольких вещей:

  • для преодоления локальной и конфессиональной провинциальности патрологии;
  • для объяснения разности западного и восточного христианства;
  • для объяснения того положения, в котором христиане оказались в современном мире.

Первые семинары проходили при поддержке венской католической организации Pro Oriente, которая не только предоставляла площадку, но и публиковала тома с выступлениями. Эта организация была создана для налаживания диалога между христианами Востока и Запада, но постепенно ее фокус сместился в область богословскую и ученую. Покровителем ее является кардинал и архиепископ Вены Кристоф Шёнборн, автор одного из наиболее фундаментальных исследований патристического учения об иконах и их месте в церкви. Среди первых участников были такие выдающиеся люди, как проф. С. С. Аверинцев и проф. М. ван Эсбрук, оба ушедшие в начале 2000-х.

Сборники текстов конференций включали статьи на богословские темы по порядку знаменитого византийского программного текста, известного как «Символ веры» (Σύμβολον τῆς πίστεως). На настоящий момент уже опубликовано пять томов: отцы об Отце, отцы о Сыне, отцы о св. Духе и т. д. Сейчас венское сообщество патрологов уже не зависит от Pro Oriente и даже собирается не в Вене, а в разных местах: то в Люксембурге, то в Румынии (Сибиу), а последняя встреча (3-6 октября) прошла в венгерском городе Эстергом, одной из старых столиц Венгрии. Один из участников встреч, Атанас Орош, стал греко-католическим епископом в Венгрии и предложил организовать встречу на своей родине.

Участники встречи патрологов в Эстергоме

Конференция была организована им совместно с д-ром Терезией Хайнталер (Франкфурт), которая долгие годы работала вместе с проф. А. Грилльмайером над самым полным очерком патристической христологии. Патрологи на этот раз говорили о такой области богословия, как сотериология, т. е. представления о спасении. Вообще говоря, этот подраздел христологии (учения о Христе) изучает и обобщает представления о том, каким образом Христос спас мир и что, собственно, обозначает «спасение» (по-гречески σωτηρία). Отцы церкви много написали на эту тему, но оказывается, что уже в IV-V вв. они писали про это по-разному.

В целом все христианские законодатели были согласны в том, что тема спасения связана с т. н. «первородным грехом», его последствиями и смертью. Но у восточных писателей сюда добавилась тема «обожения» (теозиса), возможности для человека достичь состояния божественности, а западные говорили о том, почему все же крещеные люди подвержены греху и что значит такая релятивизация спасения. Вся эта сложная богословская проблематика может, в принципе, смутить неподготовленного читателя, но надо понимать, что именно богословие было ключом к культуре в  Средневековье и даже отчасти в Новое время. Поэтому надо изучать и богословов, чтобы понять культуру. Но изучать – в этом патрологи непреклонны – надо исторически. В докладах участников из православных стран звучали (А. Фокин, М. Ставру, Г. Мардзелос) мысли о «виновности» знаменитого африканского писателя IV-V вв. Августина Иппонского в некотором перекосе, проявившемся в западной мысли. Дело в том, что Августин считал, что, несмотря на «спасение мира» Христом, на каждом человеке лежит печать вины за первородный грех, поэтому нужно крещение, которое понимается как очищение от этой вины.

В дальнейшей перспективе такой взгляд приводит к крайнему антропологическому пессимизму, едва ли не к янсенизму. С этой точкой зрения тяжело согласуются мнения восточных отцов Церкви, которые выступали за более оптимистический взгляд на человека. Так, например, сирийский писатель Исаак Сирин, о котором говорил А. Муравьев, считал, что все человечество как бы «осенено» Христом, так что все люди объемлются любовью Бога и даже наказание (которое традиционно называется словом «ад») есть лишь метафора этой любви. Все эти высокие богословские вопросы для патролога имеют историческую форму: они были сформулированы в конкретный момент в конкретном месте, что делает необходимым построение карты воззрений. Только построив или наметив такую карту, можно представить себе вес отдельных концепций и их путь в мэйнстрим.

Построением подобной карты и занимались патрологи венской группы на своих встречах. Можно сказать, что сейчас они близки к завершению первого этапа – дескриптивного. Остается анализ. Помимо заседаний в Эстергомском конференц-центре, участники побывали в Будапеште, где в парламенте встретились с зам. премьер-министра Венгреской республики. Чиновник рассказал о новой Конституции страны, которая выдержана в традиционалистско-католических тонах: запрещены аборты, запрещены однополые браки и т. д. Кроме того, Венгрия заключила конкордат с Ватиканом, признав за последним право контроля и высказывания мнения по поводу внутренней и внешней политики страны. Среди участников конференции новая христианская политика венгерских властей вызвала обсуждение, некоторые патрологи сочли ее весьма полезной и правильной, другие указывали на потенциальную опасность жесткой позиции в секулярном современном обществе. Заседания завершились в Эстергоме 6 октября. Тексты собраны, комиссия по публикации начала работу.

Следующее заседание, возможно, пройдет уже в Москве или в Киеве. Дискуссии пока продолжаются, общий язык, как кажется, найден, но остается понять, как им пользоваться для описания всех кейсов. А их остается еще много, т. к. патристические писатели, отцы Церкви, во многом определили культурный и религиозный облик Европы, как Восточной, так и Западной. И их изучение открывает большие перспективы для более четкого и более проблемного взгляда на сложение средневекового и современного христианского мировоззрения.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).