“As soon as he grewup <...> his mind was totally washed”
Anonym
"… an Indian,who built Yoga Empire, a product and symbol of the New India, a yogic fusion ofRichard Simmons, Dr. Oz and Oprah Winfrey, irrepressible andbursting with Vedic wisdom"
The New York Times
В общем, смешно, конечно. На первый взгляд, очередной пример из пособия дляначинающих журналистов. Невежество, неумение думать и стилистическаяинвалидность медийных пехотинцев. Для начала - заголовок в Independent : “Freedom's flexible friend: The Yoga Guru on a crusade to end corruption”. Прочтя такое, невольнозадумаешься о богатстве историко-культурной памяти корреспондента этой газетыЭндрю Банкомба в Дели. Прежде всего, flexible– тут и умение обвивать конечностями собственное тело, присущее, какутверждает поп-культура, йогам, и способность приспосабливаться кобстоятельствам. Впрочем, последнее входит в некоторое противоречие со второйчастью заголовка: если герой статьи столь гибок в социально-практическомсмысле, то при чем здесь непримиримость к коррупции? Гибкие в крестовые походы(crusade) не ходят…
Самая большая загадка, конечно, именно с«крестовым походом», в который, если верить Банкомбу, отправился наш йог.Значит ли это, что он является тайным (но непримиримым!) христианином, болеетого – католиком, ибо, как известно, ни православные, ни протестанты ни в какихкрестовых походах замечены не были? Или перед нами стилистический изыскпримерно того же уровня, что и знаменитая новостная фраза: «Саудовская Аравияоткрестилась от поддержки террористов» (по совершенству сравнимая разве что счеканным определением «Амстердам – Мекка гомосексуализма»)? Так или иначе,заголовок статьи в Independent своюзадачу выполнил – любопытство наше на крючке, придется читать дальше. Особенноесли иметь в виду заголовок уже русской новости все о том же индийскомкрестоносце: «Популярный индийский йог начал бессрочную голодовку противкоррупции». Здесь уже не история крестовых походов вспоминается, не РичардЛьвиное Сердце и Людовик Святой, а афишки из багажа Остапа Бендера -- мол,голодает Жрец (Знаменитыйбомбейский брамин — йог), сын Крепыша, любимецРабиндраната Тагора ИОКАНААН МАРУСИДЗЕ.
Но отставим в сторону несмешные шутки и кислую иронию. Насамом деле, все здесь правда: и у Эндрю Банкомба (только вот крестоносныйвопрос остается без ответа), и у неизвестного русского солдата-новостника.Действительно социально-гибкий, действительно очень популярный, все так. Ненадо представлять себе картину, мол, сидит в ашраме -- или вообще в гордомодиночестве -- йог, никто его не замечает, он погружен в себя, в медитацию, входе которой ему открывается простая мысль о кармическом эффекте коррупции.После чего он тихо принимается голодать – до тех пор, пока либо коррупция самане прекратится, либо кармический ее эффект не потеряет силу. Отнюдь.
Речь идет совсем о другом типе йога, разновидности,известной нам по многочисленным учителям и наставникам, которых знают во всеммире, к которым обращаются за наставлением поп-звезды, которых боятся политикии чья смерть обсуждается в CNN. Послужной список Свами Рамдева (или БабыРамдева) впечатляет; ради интереса, начнем его с конца. Под управлением духовногонаставника находятся, в частности, такие организации, как Patanjali Ayurved College, Patanjali Chikitsalaya, Yog Gram, Go-Shala, Patanjali Herbal Botanical Garden, Organic Agriculture Farm, Patanjali Food And Herbal Park Ltd. Баба Рамдев недавно купил за двамиллиона фунтов небольшой шотландский островок, чтобы устроить там центр поизучению йоги. Все вышеуказанное – вовсе не повод для пошлых разговоров оханжестве так называемых «духовных учителей», духовность которых якобыпрекрасно соседствует со вполне материальными интересами.
У Свами Рамдева миллионы (если недесятки миллионов) последователей; вполне естественно, что приходится создаватьинфраструктуру, образовательные центры и экономическую параферналию, характерныедля почти всех «новых религий». Времена Франциска Ассизского и даже МахатмыГанди прошли; свежесть новых религиозных течений не столько теологическая,сколько социальная: они адресуются к западному обществу, либо к обществам,которые соотносят себя с западным. Отсюда гимны всему органическому, травяномуи «зеленому» и проклятия в адрес всего химического, искусственного и ненатурального.Последнее, однако, нисколько не противоречит использованию в духовных целяхсамых новых технологий – все-таки мы живем в мире, где главные изобретенияцивилизации делают люди, пытающиеся как можно дальше спрятаться от оной. Этановейшая культурная шизофрения выглядела бы даже комичной, не принимай онастоль зловещие формы, когда буквально обожествление всего «натурального»приводит к перемещению этого понятия в область политики. А «натуральное» в этойсфере равняется не только «популярному» (а значит, и «популистскому»), но и«национальному». И здесь начинается самое поучительное.
Никто не спорит, что коррупция – этоотвратительно (с этической точки зрения) и опасно (с социальной иполитической). И что против нелегального вывоза капитала следует бороться совсей решительностью – особенно когда речь о стране с катастрофическимимущественным неравенством. И что надо накормить голодных и дать образованиенеимущим. Собственно, Баба Рамдев призывает именно к этому. Но не только. Гуру(вместе с публицистом Радживом Дикситом) основал политическое движение подназванием «Бхарат Свабхиман», главные лозунги которого таковы:
- Стопроцентное участие в выборах.
- Стопроцентнонациональное сознание.
- Стопроцентныйбойкот иностранных компаний и принятие «свадеши» (индийское слово для того, чтоМуссолини называл «автаркией». Восходит ко временам Махатмы Ганди).
- Стопроцентноеобъединение народа.
- Стопроцентнойогически-ориентированная нация.
Наш образ одинокого йога,скромно протестующего против излишеств сансары, растворяется, чтобы уступитьместо совсем иной картине. В номере дорогого Claridge Hotel в Дели двагосударственных министра уговаривают Свами Рамдева не начинать голодовку. Встолицу йог прилетел на своем частном самолете, отважно презрев все возможныепротесты «зеленых». В аэропорту его встречал министр финансов Пранаб Мукхерджи.Впрочем, мольбы правительства остались без ответа; Баба Рамдев начал голодать,требуя вернуть в страну все нелегально вывезенные капиталы и ввести смертнуюказнь для коррупционеров (отважно презрев возможные недоумения по поводу гуру,призывающего к убийству).
Последователистекаются к своему учителю, выказывая всяческую поддержку, а кое-кто из нихприсоединился к голодовке. Власти Индии если не в панике, то уж точно в сильномбеспокойстве; на выборах 2014 года «Бхарат Свабхиман» готовится выставить своихкандидатов, да и взаимная симпатия Рамдева и консервативного индуистского крылаоппозиционной Бхаратия джаната парти очевидна.
Но я не об индийскойполитике (в ней не смыслю ничего), я о том, что вся эта история намекает нам насостояние мира, в котором мы живем. Мира, где государственный атеизм и упадоктрадиционных конфессий сделали неизбежным стремительное восхождениепоп-религий. Где тотальный консюмеризм породил поп-антиконсюмеризм, тут жеподхваченный поп-религиями. Где чудовищная примитивизация политики (особенно ееописательных и объяснительных моделей, не говоря уже о понятийном аппарате) неизбежновызвала к жизни новый тип популизма, традиционалистского (по риторике) иультрасовременного (технологически) разом.
И вот теперь все ониобъединяются: противники «Макдональдсов», критики коррупции, любители«духовного» и «народного». Это, конечно, не Афина Паллада, родившаяся из головыЗевса во всеоружии, это, скорее, протоплазма, что, залив собою земной шар,застынет в новый ландшафт, в котором, доживи мы до этого радостного события, неузнаем привычного нам мира. Впрочем, слава Богу, не доживем.