будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция
Июль 11, 2025
Мир
Сакоян Анна

Культура коррупции

Культура коррупции
korrup
Коррупция. Источник: Фото: bigmir.net

Исследования коррупции в России, как и в других странах, представляют собой весьма распространенное направление, призванное на основании частных случаев сформировать более точное представление о том, какие динамики и механизмы в этой области в принципе существуют и какие методы борьбы с коррупцией могут быть уместны в том или ином случае. Также к таким исследованиям обращаются крупные СМИ, если возникает информационный повод. Последний раз большой всплеск интереса к российской коррупции сопровождал сочинскую Олимпиаду. Размах вложений в подготовку к ней, а также последующая критика инфраструктуры, появившейся по итогам этих вложений, вызвали шквал публикаций, освещающих и обобщающих эту тему.

Например, автор по имени Тимоти Фрай (Timothy Frye) в одном из блогов при Washington Post писал о том, что ситуация с Олимпиадой была вполне предсказуемой: «Во многих отношениях это обычная для России история, когда речь заходит о крупных строительных проектах, требующих больших вложений капитала. Хорошую иллюстрацию дает Всемирный банк, по оценкам которого стоимость постройки дороги в России на границе с Финляндией превышает стоимость аналогичного проекта в Финляндии в три, а то и в шесть раз, несмотря на то, что климат один и тот же. Многие утверждают, что из-за повсеместного взяточничества в России развилась культура коррупции, в результате чего это стало распространенным и приемлемым феноменом. Мало кто считает, что взятка полицейским, врачам, чиновникам (и да, профессорам) - это не норма. Собственно, тот факт, что 30 депутатов Думы развелись со своими женами незадолго до вступления в силу нового закона, который мог бы заставить их предоставить сведения о доходах их супругов, кое-что говорит о масштабах проблемы».

Далее автор приводит результаты опросов населения, которые были призваны выяснить, насколько, по мнению общественности, приемлемо взяточничество и от чего это мнение может зависеть. Некоторые из респондентов получали вопросы с уточнением, что зарплата у работника полиции высокая, однако это уточнение никак существенным образом не сказывалось на ответах, из которых следовало, что дача взятки приемлема. Автор оговаривает, что это идет вразрез с распространенным мнением, будто взяточничество оправдывается низкими зарплатами бюджетных работников.

Уровень коррупции, измеряемый в размерах взятки («небольшая» - «крупная»), согласно опросам, также не влиял на выбор ответа, который в большинстве случаев свидетельствовал о том, что этот феномен считается нормальным. При этом если респонденты в предшествующие 12 месяцев давали взятку, то он с большей степенью вероятности выражали в других ответах недоверие к полиции и недовольство государством. Из этого автор делает вывод, что «хотя россияне и дают взятки, им это не нравится».

Термин «культура коррупции», которым Фрай оперирует в своей статье, отсылает к работе японского экономиста Манабу Сухары (университета Нихон), опубликованную в сборнике «Демократия и рыночная экономика в Центральной и Восточной Европе» (Democracy and Market Economics in Central and Eastern Europe) в 2004 г.

Концепцию коррупции в России автор выводит на основании двух понятий: «юридический нигилизм» и «этический дуализм». По его мнению, они определяют ментальность, которая создает необходимые условия для неуязвимости взяточничества перед законом. Эти же условия делают невозможным развитие эффективной рыночной экономики в стране, потому что «рыночный обмен строится на свободных и прозрачных контрактах, заключаемых между независимыми экономическими игроками, и требует максимальной предсказуемости и рациональности расчетов».

Ссылаясь на статистические данные, Сухара показывает, обратную зависимость между экономическим ростом и уровнем коррупции. Наиболее очевидным объяснением этому он считает то, что для успешного развития экономики необходимо «доверие». Российское общество, с этой точки зрения, характеризуется низким уровнем доверия. А так как юридический нигилизм и этический дуализм – это часть российской культуры, повлиять на такое положение дел очень трудно, и если изменения произойдут, то очень нескоро.

Примерно в то же время анализ ситуации с коррупцией в России представили Филлис Дининио и Роберт Орттунг (Phyllis Dininio, Robert W. Orttung) в работе «Объясняя шаблоны коррупции в российских регионах» (Explaining Patterns of Corruption in the Russian Regions). По итогам своего исследования они приходят к выводу, что преодолеть коррупцию в постсоветской России возможно, но не путем прямого институционального воздействия. Иными словами, кремлевские антикоррупционные инициативы едва ли могут быть действенными, так как система взяточничества к таким мерам резистентна. Снижение взяточничества наблюдается в двух случаях: когда имеет место экономический подъем, и, как следствие, в регионе растет уровень доходов; и когда среди граждан растет число политических активистов. Исходя из этого, авторы на том этапе (2004 г.) считают, что Кремлю не стоит растрачивать ресурсы на специальное антикоррупционное законодательство, а нужно сосредоточиться на поддержание малого и среднего бизнеса в регионах и повысить мотивацию людей к участию в политике – например, за счет повышения легитимности избирательных процессов в глазах населения.

Более позднее исследование, опубликованное в 2011 г. в Токио, представляет собой продукт сотрудничества аналитиков Вероники Белоусовой (Россия, ВШЭ), Раджива Гоэла (США, Университет Иллинойса) и Иикки Корхонена (Финляндия, Банк Финляндии).

Эта работа рассматривает экономические предпосылки к развитию коррупции в российских регионах. По итогам исследования авторы выяснили, что крупные богатые регионы страны зачастую показывают большую разницу между фактическим уровнем распространенности коррупции и уровнем коррупции в представлении респондентов. Авторы, ссылаясь на вышеупомянутую публикацию Данинио и Орттунга, подтверждают, что чем выше экономическое благосостояние региона, тем обычно ниже в нем уровень коррупции. Также анализ показал, что повышение рыночной конкуренции в России ведет к росту убежденности людей в повсеместной коррупции, но не увеличивает фактический уровень взяточничества. Правда, противоположная тенденция на общем фоне наблюдается в двух наиболее экономически обеспеченных субъектах – Москве и Санкт-Петербурге, которые демонстрируют высокие показатели по уровню фактической коррупции, хотя подозрительность в плане масштабов коррупции там в среднем ниже, чем в других регионах.

Также отмечается общая (хотя и с исключениями) закономерность, согласно которой экономический рост в регионе сокращает число случаев коррупции, но при этом среди респондентов увеличивается число тех, кто считает, что уровень коррупции растет.

В соответствии со своими наблюдениями, авторы высказывают несколько рекомендаций по контролю над коррупцией в российских регионах. Как и авторы предыдущей работы, они в первую очередь подчеркивают, что поддержка экономического развития ведет к спаду коррупции. Кроме того, они отмечают, что методы борьбы с коррупцией должны варьироваться от региона к региону в зависимости от численности населения в каждом случае. Наконец, они предостерегают против ложных заключений о реальном положении дел на основании опросов, которые могут отражать общественное мнение, потому что эти показатели зачастую существенно расходятся с фактами.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).