В Нью-Йорке открывается юбилейная сессия ООН, приуроченная к 60-летию организации. Сессия начнется с трехдневного саммита глав государств и правительств и плавно перейдет в традиционную общеполитическую дискуссию.
Главная интрига мероприятия, в котором примут участие лидеры более чем 170 стран, заключается в том, сумеет ли мировое сообщество решить спорные вопросы об основных направлениях реформирования организации. И здесь есть серьезные опасения.
По мнению генсека ООН Кофи Аннана, план радикальной реформы должен быть утвержден до конца этого года. Однако у стран-участниц слишком много разногласий. Как пишет британская газета Telegraph, саммит ООН оказался под угрозой срыва еще до своего открытия, поскольку страны-участницы не могут договориться по самому широкому кругу вопросов: от путей реформирования ООН до определения терроризма, борьба с которым будет одной из основных тем саммита.
Представители США заявили, что переговорный процесс застопорился из-за четырех стран: Египта, Китая, России и Пакистана. Впрочем, другие государства считают, что причиной разногласий стала "жесткая позиция", которую занял представитель США при ООН Джон Болтон. Он пытается включить в итоговую декларацию саммита более 700 поправок. За два дня до начала саммита официальный представитель дипломатической миссии США в ООН Рик Гренелл сообщил, что переговоры "почти зашли в тупик". Камнем преткновения оказались вопросы управления и реформирования комиссии по правам человека.
Разговоры о том, что нынешняя структура ООН не отражает реалий современного мира и нуждается в реформировании, ведутся уже давно. Весной 2005 года Кофи Аннан представил программу реформирования организации. Одним из направлений является расширение состава Совбеза ООН с нынешних 15 членов. Однако и здесь существуют серьезные разногласия. Бразилия, Германия, Япония и Индия предложили увеличить состав Совбеза на 10 членов. Из них шесть государств - Германию, Японию, Индию, Бразилию и еще две африканские страны - предлагается включить в число постоянных членов. Однако по меньшей мере на начальном этапе реформы ООН эти государства должны будут отказаться от права вето. Этот план был единодушно отвергнут США, Китаем и Африканским союзом.
Еще одна причина необходимости реформировать ООН названа в докладе бывшего председателя Федеральной резервной системы США Пола Волкера, расследовавшего злоупотребления во время осуществления ооновской программы "Нефть в обмен на продовольствие". Чтобы предотвратить в будущем коррупционные скандалы, ООН необходимы серьезные реформы, говорится в этом докладе, который сильно ударил по репутации ООН и ее генсека Кофи Аннана.
Получаемая по программе "Нефть в обмен на продовольствие" иракская нефть должна была расходоваться исключительно на медикаменты, детское питание и продовольствие. Однако в результате махинаций, в которых участвовали высокопоставленные деятели ООН и их родственники, - по некоторым данным, родственники нынешнего и прошлого генсека ООН, - иракский диктатор продавал нефть, не снижая темпов добычи. При этом цена на нефть на мировых рынках выросла, а значительная часть маржи на нефть, добываемую сверх ооновских квот, попадала в карманы чиновников. В числе их указывались видные представители российской администрации и деятели ряда других стран.
Независимая комиссия американских конгрессменов предъявила обвинение российскому чиновнику ООН Александру Яковлеву, хотя обвинение, выдвинутое против именно российского чиновника - при наличии большого количества других чиновников организации из других стран, - наводит на мысль, что представители американских неоконсерваторов, давно обвиняющие ООН в коррупции, решили одновременно разыграть два козыря.
Ряд наблюдателей говорят, что ООН как международная организация, призванная координировать усилия международного сообщества, уходит в прошлое. Однако российские эксперты так не думают, хотя и полагают, что договориться о реформировании организации не получится.
Сказать, что на ООН уже поставлен крест, нельзя, - такое мнение высказала в интервью "Полит.ру" ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Кобринская. Нужно продолжать прилагать усилия к тому, чтобы осуществить реформу ООН, и России это нужно, потому что иначе мир остается без каких-либо институтов, которые признавались бы всеми, говорит ученый.
"Россия, безусловно, заинтересована в сильной ООН, то есть в ООН, которая не будет мертвой, - говорит Ирина Кобринская. - В ООН, которая будет сильным игроком, которая будет, в конце концов, рефери, потому что Россия - член Совета Безопасности, где существует право вето. Мне представляется, что главное здесь - это вернуть Организации Объединенных Наций ее роль. В начале 90-х было побольше политической воли и побольше денег… То, о чем сейчас говорят некоторые эксперты, - о реанимации военного комитета, о большей роли ООН в peace keeping - это было вполне возможно где-то до 96-го года, пока не возник раздрай по бывшей Югославии".
Что касается расширения Совета Безопасности ООН, то Кобринская считает, что возможное включение Германии в его состав усилит позиции России в большинстве аспектов. "Одновременно за счет расширения Совет Безопасности станет более репрезентативным, и в результате по каким-то ключевым проблемам международной безопасности будет легче принимать решения, которые будут обязательными, чем достичь решений в Евросоюзе", - говорит она.
По мнению Кобринской, это и будет тот механизм, который позволит в какой-то мере избавиться от двойных стандартов. Когда решение будет принято Советом Безопасности - уже нельзя будет говорить, что это абсолютно односторонние действия США или то, что делает НАТО против интересов России.
Альтернативы ООН сейчас нет, так как любая другая организация, претендующая на ее роль, не будет обладать универсальностью, сказал в интервью "Полит.ру" замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко. ООН - это целая система организаций, которые в плане процессов глобализации за прошедшие 60 лет сыграли огромную роль. "Конечно, ко всем этим организациям есть справедливые претензии в забюрокраченности, но их позитивные роли для мирового развития, особенно для стран третьего мира, отрицать невозможно", - говорит Макаренко.
ООН эффективна во всем, кроме одного. У нее получалось быть миротворцем на стадии, когда конфликт уже затухал, а на стадии предотвращения конфликта и остановки его активной фазы ООН действительно неэффективна, поскольку организация скроена таким образом, что ее связывают противоречия великих держав. Особенно это стало ясно в последнее десятилетие, когда Совет Безопасности ООН оказался фактически вне игры в двух крупномасштабных военных конфликтах - в Югославии 1999-ого и Ираке 2003-ого.
Отсюда и планы реформирования не ООН в целом, а именно Совета Безопасности, поясняет Макаркин. Все понимают, что система, построенная на коалиции победителей Второй мировой войны, неэффективна. Все понимают, что в Совет Безопасности нужно пускать новых членов, но у каждого свое видение. Первая проблема в том, что статусом постоянного члена с правом вето никто из пяти держав, обладающих этим правом, жертвовать не хочет. Вторая - пустить новых членов, но без права вето в принципе готовы все страны, но у каждого свои представления, кого допускать. "Впустишь Германию - обидится Италия. Впустишь Индию - обидится Пакистан. Впустишь Бразилию - обидится Аргентина", - рассуждает эксперт. Есть и еще одна проблема - Совет Безопасности должен оставаться компактным. А чем больше в нем будет членов с разными статусами, тем более неповоротливой станет конструкция.
"Поэтому я считаю, что договориться пять держав, каждая из которых способна похоронить эту реформу, пока не смогут. Да, конечно, Совет Безопасности нужно реформировать, но прийти к единой точке зрения, как именно реформировать, в ближайшее время не получится", - заключает эксперт.