Конституционный суд поставил наконец точку в мучительной эпопее о третьем губернаторском сроке. Поразмышляв три месяца, суд оставил в силе действующий порядок, разрешающий большинству губернаторов идти на третий, а иногда и на четвертый срок, с одной оговоркой: в тех регионах, где к октябрю 1999 года действовала норма о запрете третьего срока, губернаторам придется договариваться с парламентами, которым дано право подтвердить запрет. Остальные лидеры - таких, по первым подсчетам, 10-15 человек - смогут избираться, пока не устанут, в соответствии с известной поправкой Георгия Бооса к закону "Об общих принципах", принятой Думой в феврале 2001 года. Реально останутся без третьего срока только те из сегодняшних третьесрочников, у кого нелады с законодательными собраниями. Таких совсем немного. Основный смысл решения Конституционного суда, следовательно, в том, что оно снимает повод для скандалов, подобных предвыборному сюжету в Якутии. По общему мнению, это компромиссный вердикт.
Напомним, суть поправки Бооса в том, что срок действующих губернаторов, избранных до 16 октября 1999 года, считается нулевым. То есть если губернатор был избран на второй срок 15 октября 1999 года, то 15 октября 2003 года он имеет право идти на "настоящий" первый срок, а 15 октября 2007 года - на второй. Более 60 губернаторов получили возможность воспользоваться поправкой Бооса, и все попытки отменить ее были провалены. В последний раз фракция "Единство" поменяла позицию в этом вопросе, и Дума не смогла преодолеть вето Совета Федерации на поправку депутата Бориса Надеждина, устанавливающую приоритет нормы местного законодательства на момент принятия закона "Об общих принципах". Президент Башкирии Муртаза Рахимов сможет возглавлять республику до 2013 года. Это как минимум: ничто не мешает Государственной Думе в будущем вообще отменить ограничения по срокам для губернаторов.
Борис Надеждин говорит, что Конституционный суд воспроизвел формулу его многострадальной поправки с той лишь разницей, что сами парламенты получили право отменить свое же собственное решение. Московскому мэру Лужкову теперь ничто не грозит в ближайшей перспективе, и в декабре 2003 года он будет избран на третий срок. Сам Лужков уже назвал решение "логичным и рациональным", однако альтруистично заявил, что пункт о праве местных законодателей самостоятельно решать вопрос об исчислении сроков "не укладывается в общую логику решения Конституционного суда". В Питере дело обстоит иначе. Теперь, поясняет Надеждин, Владимиру Яковлеву придется договариваться с Законодательным собранием, и с учетом этих обстоятельств его политическое будущее выглядит не безоблачно. Оппозиция в питерском парламенте достаточно сильна, и если ее поддержит Кремль, окажет мощное сопротивление. Президент Путин должен быть удовлетворен: губернаторы получают третий срок, отчего политический пейзаж приобретает черты основательности и стабильности, а Кремль - некие возможности для организации фронды в региональных парламентах.
Либералы уже выступили с критикой вердикта Конституционного суда. Лидер СПС Борис Немцов считает, что решение КС ведет к "дальнейшей феодализации России". Вице-спикер Думы Ирина Хакамада полагает, что оно "окончательно захлопнуло дверь в большую политику для нынешнего поколения молодых политиков".
"Если бы решение КС было категорически отрицательным и в отношении уже избранных губернаторов, то следовало ожидать негативных социально-политических последствий, - говорит вице-президент фонда "Индем" Михаил Краснов, - Конституционный суд учел эту реальность". Реальность состоит в том, что в некоторых ключевых регионах личность губернатора является самым существенным фактором социально-экономического уклада и отстранение его от власти привело бы к полной катастрофе. Как в Москве, например. В практическом смысле Конституционный суд подтвердил основательность и легальность такого городского устройства.