Диалог государства с малым бизнесом приобретает в России характер если не вечных, по продолжительных перманентных консультаций. Еще летом после лоббистской шлифовки Дума приняла пакет по дебюрократизации, предполагающий, в частности, облегчение регистрации предприятий. Воз на том же месте: в распоряжении "Полит.Ру" имеется обобщенная схема регистрации, которую президент выдал губернаторам как живую иллюстрацию. Судя по этому рисунку, начать дело в России невозможно в принципе. Как минимум это стоит больших денег. Открывая заседание Госсовета, Путин назвал регистрационные процедуры "узаконенной формой взятки", "неприкрытым легальным вымогательством" и вообще был настроен скептически. Закрывая - выразил удовлетворение тем фактом, что кроме концепции господдержки бизнеса уже готов конкретный план ее реализации в виде пакета поручений кабинету министров.
Федеральная программа поддержки малого бизнеса действует с 1999 года. В 2001 году на эти цели было выделено 1.5 млрд рублей, в основном из областных бюджетов. Вице-премьер Алексей Кудрин среди наиболее активных регионов отмечает Москву, Башкортостан, Московскую, Ленинградскую области, Красноярский край. В целом, считает Кудрин, кредитование малого бизнеса не должно входить в задачи ни областных, ни федерального бюджета, а должно идти от "фондов поддержки". Функции властей в этой области следует свести к консультационным.
Концепция поддержки малого бизнеса выдержана в заметном либеральном тоне: малый бизнес, по выражению президента, "большое государственное дело", и скепсис вызван тем, что "надежды на то, что малый бизнес станет мотором реформ, не оправдались". В результате, продолжил Путин, "не появился средний класс". Такой акцент не случаен и прямо следует из самой постановки вопроса о малом бизнесе: при Кремле созданы три площадки - крупный, средний и малый бизнес, - и только РСПП, представляющий интересы олигархии, возник естественным образом. Поддерживая "мелких", Путин отстраняется от сырьевых магнатов и подвергает сомнению идею об институциональном влиянии крупного капитала на политику и реформы.
Упрощение налогообложения заявлено как одна из первых задач, наряду со снижением налогов. (Терминологическая неопределенность тормозит возможности игры вокруг льгот: правительству поручено также разработать критерии.) По словам Кудрина, соответствующая глава НК должна пройти Думу в этом году, с тем чтобы в 2003 вступить в силу. Должна быть разработана модель привлечения банков к кредитованию. (Ростовский губернатор Владимир Чуб в интервью "Полит.Ру" выразил мнение, что определение кредитной ставки ЦБ должно стать единственным вопросом федерального ведения, а все остальное следует отдать субъектам и муниципиям.) Кроме налоговых вопросов Путин - в целях "информационной открытости" контролирующих органов - предложил разработать закон, отменяющий действие ведомственных инструкций, если они не были опубликованы в прессе. Антикоррупционная линия, безусловно, доминировала в президентской риторике. Полпредам, в частности, было указано, что "значительная часть беспредела исходит от федеральных органов".
Путин сделал вывод, что формирование бизнес-климата - задача на длительную перспективу и самое важное - организовать "диалог бизнеса и власти". Таким образом, Госсовет скорее послужил трибуной для политических деклараций, вписавших структурно-экономическую, казалось бы, проблему, в канву новой государственной идеологии. "Нужна стабильность", - говорит президент, имея в виду, что стабильность стимулирует социально-приватную жизнь, в том числе - малый бизнес. Наблюдаемый с этой стороны, диалог президента с бизнесом можно расценить как продолжение Гражданского форума, а сам малый бизнес в рамках этой идеологии служит метафорой понятия "свободы личности".