Недюжинная активность, проявляемая крупными холдингами в ходе идущего передела собственности, вынудила Минэкономразвития внести ряд изменений в законы, определяющие права акционеров и кредиторов предприятий. По сообщению "Ведомостей", МЭРТ готовит существенные поправки к закону о банкротстве и новый закон о реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Смысл разработки второго закона не вполне понятен, так как некоторые его положения уже вошли в только что подписанный президентом закон об акционерных обществах или противоречат ему. Законопроект МЭРТ должен предоставить дополнительные права миноритарным акционерам. В частности, он будет содержать ограничения на размывание мелких пакетов и вытеснение миноритариев из компаний путем дробления и консолидации акций. Акционер, не давший свое согласие на реорганизацию во время голосования, должен будет в обязательном порядке получить акции или долю в новой компании, предоставляющие ему те же права, что и до реорганизации. Кроме того, кредиторы и все акционеры вне зависимости от величины пакета при преобразовании юридического лица должны получать подробную информацию о финансовом положении компании. Нетрудно заметить, что это положение полностью противоречит ограничению на получение информации, которое теперь появилось в законе об АО. Правда, права кредиторов предполагается ограничить: они смогут препятствовать реорганизации только в случае, если докажут, что она ухудшит их положение.
Поправки к закону о банкротстве предоставляют собственникам предприятия право участвовать в процедуре банкротства. Сейчас, после принятия судом решения о введении внешнего управления, акционеры предприятия фактически лишаются права голоса, что влечет за собой многочисленные злоупотребления со стороны кредиторов и аффилированных с ними внешних управляющих. МЭРТ дает собственникам шанс избежать банкротства путем заключения соглашения с кредиторами о финансовом оздоровлении предприятия. При этом кредиторская задолженность должна быть погашена за два года. Кроме того, в законопроекте определен порядок обжалования предприятием требования кредитора о начале процедуры банкротства, чего уже давно добивается Конституционный суд. Предлагается вдвое повысить минимальную сумму требований кредитора, достаточную для возбуждения дела о банкротстве в арбитраже. Предусмотрены и дополнительные гарантии защиты прав кредиторов, которые смогут обжаловать порядок погашения задолженности, если они не голосовали за него, а также положения, выгодные внешним управляющим (например, отказ от их лицензирования и деления на категории).
Будут приняты эти законы или нет, а если да, то в какой редакции, станет ясно не раньше осени. Однако само их появление свидетельствует о том, что корпоративное законодательство в настоящее время является объектом самого пристального внимания со стороны всех участников рынка, включая государство. Процесс передела собственности - формирование крупных холдингов и олигопольный раздел рынков - находится в самом разгаре, и государство пытается по возможности этот передел цивилизовать, будучи, впрочем, само раздираемо на части многочисленными конфликтами интересов.