На прошлой неделе без объяснения причин английского ученого Алана Флауэрса из Кингстонского университета, который изучал последствия чернобыльской катастрофы в Белоруссии и выступал с публичными лекциями по радиологии, выслали из Белоруссии.
Решение об аннулировании визы британца приняли в белорусском МВД. Это произошло совершенно неожиданно, без предупреждений и каких либо объяснений. Подобного в практике международных отношений еще никогда не было. Представитель МВД Белоруссии Владимир Кузура отказался объяснить как местным, так и зарубежным журналистам причины аннулирования визы Флауэрса и последующей депортации британского ученого из страны. МИД Великобритании подтвердил корреспонденту ВВС факт депортации, но от комментариев также отказался. Все это вместе сделало ситуацию с английским ученым чрезвычайно таинственной. Сам же ученый считает, что его высылка связана с тем, что в последнее время он стал контактировать с негосударственными научными организациями.
Алан Флауэрс приехал в Белоруссию в 1992 году с целью изучать последствия чернобыльской катастрофы. Все эти годы английский ученый посвятил только научным исследованиям и чтению лекций по радиологии. Он не интересовался политикой, не встречался с политическими деятелями (ни действующими, ни оппозиционными), ни разу не высказывался, ни о политике вообще, ни о политике, проводимой Лукашенко в частности. Никаких столкновений ни с властными структурами, ни тем более с органами государственной безопасности Белоруссии у него никогда не было. Поэтому неожиданная депортация ученого повергла английскую сторону в состояние шока.
Однако корреспондент журнала Nature Вера Рич считает, что, возможно, Флауэрс пришел к выводам, которые могли бы вызвать негативную реакцию официальных лиц нескольких стран на пространстве бывшего СССР. Поводом для такого мнения послужила информация о небывало дождливой погоде в Белоруссии сразу после чернобыльской катастрофы. Многие ученые полагают, что тогдашние власти вызывали искусственные дожди над территорией Белоруссии с тем, чтобы ветры не относили радиоактивные частицы к Москве. «Причины дождей пока не ясны, и это мешает оценить интенсивность и природу радиоактивного заражения», – добавляет корреспондентка.
Еще одним поводом для депортации английского ученого мог послужить его интерес к серьезному увеличению онкологических заболеваний в ряде населенных пунктов Белоруссии. Если бы ученый доказал, что онкологические заболевания напрямую связаны с радиоактивностью местности, то белорусским властям больше не удалось бы умалчивать об условиях, в которых живет далеко не малая часть населения страны. Кроме того, некоторые белорусские ученые уверены в искусственном происхождении дождей после чернобыльской катастрофы и полагают, что ряд населенных пунктов страны вообще не пригодны для жизни, и необходимо срочное переселение людей. Однако тяжелая политическая атмосфера в стране и страх за собственную жизнь заставляет белорусских ученых не делать официальных заявлений.