будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Мир
Быстрицкий Андрей

Мировой погром на корабле дураков

Мировой погром на корабле дураков
bystrizky-0406-1
Андрей Быстрицкий. Источник: Фото: rus.ruvr.ru

События в Техасе напомнили мне один довольно причудливый, вроде бы комедийный фильм, снятый Кристофером Моррисом в 2010 году. Рассказывающий о четырех британских джихадистах, весьма странный, но при это во многом провидческий и кое-что объясняющий в развитии современного исламского терроризма.

Есть, конечно, разные фильмы, серьезные и не очень, о существе террора вообще и об исламском терроре в частности. Но, пожалуй, фильм «Четыре льва» Морриса – один из самых удачных, хотя, возможно, причина этой удачи в малом бюджете, небрежности съемок, непроработанном сценарии и неточности замысла. В результате вышла история, которая, вполне могла бы случиться при известных допущениях и с террористами во Франции, расстрелявшими Шарли Эбдо, и с братьями Царнаевыми, и с недавними стрелками из Техаса, вовремя устраненными полицией.

Но – к фильму. Хотя, сразу поясню, я пишу о фильме, а не о реконструкции поведения реальных террористов. Просто, мне кажется, фильм кое-что объясняет.

Начинается фильм с совершенно комедийной сцены, в которой четыре главных героя пытаются записать послание, обычное для террористов-смертников объявляющих джихад. Один из героев сидит с маленьким игрушечным автоматиком Калашникова и должен произнести речь с угрозами и объяснениям причин террористического акта. Снимающий его приятель говорит фразу, которая во многом объясняет фильм: «Не ерзай, пусть они думают, что все это серьезно». Но это мало помогает: крупный, но туповатый будущий джихадист угрожает псам-кафирам тем, что сделает из них жаренную фасоль. Когда ему говорят, что маленький автомат не выглядит настоящим, персонаж сообщает, что у него просто большие руки. Еще один персонаж произносит угрозы с картонной коробкой на голове, объясняя это невозможностью показать лицо, поскольку это грех и к тому же страшно. В общем, все вроде бы не всерьез. Чистый фейк, кажется. Но оборачивается все настоящей трагедией. Трагедией, в которой гибнут совершенно невинные люди, да и герои фильма.

Мотивы самодеятельных джихадистов предельно понятны: они, как сами заявляют, не хотят быть «придурками-исламистами,» взрывающими себя в туалете кафе «ТиДжиАй фрайдис», они хотят стать настоящими моджахедами, настоящими воинами. Другое дело, что все у них оборачивается карикатурой. Причем, нарочитой.

Чтобы не быть отслеженными полицией, они съедают сим-карты своих телефонов. При этом у них разворачивается спор, сырыми или печеными нужно есть сим-карты.

Они не в ладах с техникой, хотя один из них охранник в торговом комплексе и все время работает с камерами слежения.

Еще один, вроде как пекарь, подбрасывает в синагогу торт в форме башен-близнецов. Для того, объясняет он, чтобы они ужаснулись его гневу.

В тренировочном лагере они умудряются подорвать чуть ли не самого Бен Ладена, по ошибке запустив ракету «земля-воздух».

Когда нужно срочно ехать, глотают в ходе спора ключ от машины, без которой им не обойтись.

Все четыре персонажа изначально характерны. Эдакие мусульманские скауты-мушкетеры. Один – умный, вроде лидирующий, другой – огромный простоватый силач, третий – трусливый и ограниченный, вечно боящийся греха, понимание которого он нашел у своего безумного дяди, склонного поедать то газеты, то мотыльков. Четвертый, самый старший, ригидный и застревающий мыслью начетчик, вроде знаток Корана, самоуверенный, причем настолько, что готов утверждать, что ислам без него в Пакистане погибнет, поскольку он все же настоящий британец, не чета каким-то дикарям на краю света. Он даже называет себя Ассамом аль Британи. В общем, колоритная четверка. Такие вот гайдаевские «самогонщики» религиозного разлива.

Есть даже схожая сцена, когда во время тренировок с бомбами один из персонажей подрывается вместе с овцами, так что отличить останки овец и будущего моджахеда Файзала просто невозможно, констатируют уцелевшие борцы за победу ислама.

В голове у них полная каша: они то борются с гнилым капитализмом и обществом потребления в лице «Макдоналдса» (хотя у них возникают сомнения, а что делать с фаст-фудом, в котором дают халяльную еду), то находят парня, похоже, полицейского осведомителя, который сочиняет мусульманский рэп.

В общем, смешно, но, увы, заканчивается все страшной трагедией. На карнавале в английском городе, по-моему, Бирмингеме, они выходят в толпу в костюмах страусов и прочих черепашек ниндзя, начиненных взрывчаткой и превращают веселый карнавал в кровавый кошмар, что, впрочем, не так уж противоречит природе карнавала.

И только к концу фильма понимаешь, что перед тобой, возможно, модель поведения, например, братьев Царнаевых, таких же потерянных, абсолютно невежественных, запутавшихся в реальности и мечтающих о собственной судьбе и настоящем героизме людей. Или же добровольцев, стремящихся попасть в армию Исламского Государства.

Их никто не направляет, они не члены какого-либо организованного подполья, они сами себе подполье. Они просто не знают, что им сделать, чтобы стать кем-либо и обрести хоть какую-нибудь идентичность. В сущности, они даже не мусульмане, они какие-то осколки своего прежнего общества, утерянной ими культуры, несчастные люди, потерпевшие кораблекрушение и оказавшиеся на необитаемом для них острове Британия. В одиночестве вчетвером, дополняя друг друга своими фобиями, недостатками и слепотой они бредут к закономерному финалу: самоубийственной смерти среди совершенно неведомых им людей. Настолько неведомых, что у них даже нет враждебности к ним: это просто декорации воображаемого ими мира.

Впрочем, и обитатели Британии, принимаемые нашей четверкой за муляжи, не слишком внимательны к ним, не более, чем дельфины, которые помогают любому тонущему, вне зависимости от того, кого они спасают: капитана пиратского корабля или его жертв. И потому весь фильм, в сущности, – карнавал чудовищных глупцов.

И мне кажется, что существенная часть современного терроризма точно такая же: потерянные, на свой лад храбрые и самоотверженные люди, живущие в плену глупости и слепоты, в припадке несчастья, невежества, болезненного хвастовства и самоубийственной ненависти к окружающему миру громят все подряд. Такой вот непроизвольный погром на мировом корабле дураков.

Быстрицкий Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).