Центральным вопросом завершившегося сегодня саммита АТЭС была - само собой - глобализация. В конкретном применении к странам АТЭС это, собственно, означает согласование сроков грядущего тура переговоров в рамках ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. На закуску были более частные вопросы "преодоления разрыва" между развитыми и развивающимися странами: стабилизация финансовых рынков, образование и электронная коммерция. Последней и (в этом контексте) интернету уделен целый параграф итоговой декларации - в нем говорится об общей цели обеспечения к 2010 году свободного доступа к интернету всему населению, как городскому, так и сельскому. В качестве первого шага сформулирована задача утроить к 2005 году число людей, имеющих свободный доступ. Интрига форума, однако, заключалась в том, что развивающиеся и более бедные страны Восточной Азии заинтересованы как раз в ограничении темпов глобализации, и - более всего - в том, чтобы предотвратить дальнейшую либерализацию торговли. Иначе они не смогут защитить свои рынки от агрессии "богатых" стран.
В отличие от прошлогоднего саммита АТЭС, когда тот же Путин, но в качестве премьера, представлял Россию на фоне ее перманентного внутриполитического кризиса и экономической нестабильности, - на этот раз российская партия с самого начала была продумана и разработана как исключительно активная и заметная. Саммиту была предпослана специальная статья Путина, в которой Россия рассматривалась в евразийском контексте; была нарисована масштабная картина превращения России в главную транзитную артерию, соединяющую Азию с Европой. В речи Путина на саммите "глобализация" была объявлена органически российской идеей - Путин возвел ее к понятию ноосферы Вернадского.
Однако реальное евразийство России обнаруживалось отнюдь не в этих отвлеченностях, а в том, что интересы России в вопросах глобализации и режима мировой торговли совпадают с интересами антиамериканской оппозиции в АТЭС. Бедные страны-оппозиционеры пытаются защитить свои рынки от экспансии стандартов и капиталов экономических лидеров. Новая международная политика президентской администрации предусматривает вполне определенное отождествление прагматических интересов России с этой позицией. Как и страны АТЭС, Россия опасается "чрезмерного открытия рынков" - в этом случае получается глобализация "в пользу богатых".
Следы борьбы "богатых" и "бедных" членов АТЭС просвечивают в каждом разделе итоговой декларации. Так, после формулирования упоминавшихся выше целей в развитии новой экономики и новых технологий специально оговаривается, что "темпы развития и выполнения" программы будут "меняться в каждой конкретной экономике в виду их разнообразия и значительного различия уровней интеграции коммуникационных технологий и информации".
Что касается ключевого для России вопроса о начале нового раунда переговоров в рамках ВТО, то мнение АТЭС звучит так:
"Мы подтверждаем необходимость быстрого запуска нового раунда ВТО в интересах всех ее (ВТО) членов, особенно - наименее развитых и развивающихся экономик. Мы соглашаемся, что сбалансированная и достаточно всеобъемлющая повестка дня, которая отвечает на интересам и проблемам всех членов ВТО, должна быть окончательно сформулирована как можно скорее в 2001 году, а новый раунд запущен (launched) в 2001 году."
Подробнее читайте в разделе "Экономика", статья "Бедная победа, или Mission completed".