будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
МВФ Украина выборы коррупция экономика Петр Порошенко
Май 13, 2025
Мир
Мироненко Виктор

МВФ: Четыре условия для Украины

МВФ: Четыре условия для Украины
35279616572_da3dcd0031_k
Петр Порошенко и Кристин Лагард. Источник: International Monetary Fund/flickr.com

Условия, на которых МВФ согласен продолжать предоставлять Украине кредиты, широко обсуждаются в СМИ. Для Украины выполнить их непросто, однако кредиты ей действительно нужны. Политологи расходятся в оценке перспектив получения Киевом этих средств.

В печати обсуждается четыре условия: как сообщает информационное агентство РИА Новости, это принятие сбалансированного бюджета, дальнейшее повышение цен на газ на 23%, а также антикоррупционная реформа и реорганизация Государственной фискальной службы.

Украина очень заинтересована в том, чтобы получить транш: госдолг ее по состоянию на апрель превысил 77 миллиардов долларов, и за следующие четыре года Киев должен выплатить 27 миллиардов долларов, напоминает газета «Известия».

 
Виктор Мироненко

О том, насколько сложны эти условия для Украины, и о перспективах получения ею задержанных траншей кредита с «Полит.ру» поговорил Виктор Мироненко, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН.

«Речь пока идет не об условиях для получения нового кредита – речь о том, что Украина еще не получила очередной транш (на 1,9 миллиарда долларов, если не ошибаюсь), который рассчитывала получила в этом году. Общая кредитная линия, по-моему, составляет примерно 17 миллиардов долларов; около 7-8 миллиардов Украина уже получила и рассчитывает получить остальные.

Это действительно очень важно для Украины – у нее большие проблемы с бюджетом, и все боятся дефолта. Хотя надеюсь, что его не произойдет. Недавно в Киев приезжала миссия Международного валютного фонда и проводились довольно длительные, в течение примерно недели, переговоры. Никакого решения в их ходе не было достигнуто – представители миссии заявили, что в позициях сторон пока сохраняются противоречия. Однако они обещали вернуться.

Противоречия эти в основном касаются нескольких вопросов. Одно из главных требований миссии – это повышение цены на газ для населения. Другое важное требование МВФ – борьба с коррупцией. Тут Украина, надо отдать должное, делает довольно много: создан ряд структур по борьбе с коррупцией, в том числе – Высший антикоррупционный суд и Национальное антикоррупционное бюро. Правда, созданные структуры начинают конкурировать с прокуратурой: на последнем ежегодном международном форуме «Ялтинская европейская стратегия», проходившем в Киеве, генеральный прокурор Украины Юрий Луценко чуть ли все выступление посвятил жалобам на то, что прокуратуру от этой работы фактически отстранили, а новые структуры действуют недостаточно эффективно.

 
Юрий Луценко
Ліонкінг/Wikimedia Commons

Словом, таковы основные разногласия, о которых говорили представители МВФ. Есть еще проблема, касающаяся бюджета – наверное, с точки зрения МВФ он не гарантирует возврата кредита.

Решение всех этих проблем для Украины очень сложно. По газу это сложно потому, что доходы населения минимальны, а коммунальные платежи, которые во многом зависят от цен на газ, для значительной части населения уже превышают доходы. С этим, конечно, нужно что-то делать. Украина ранее выходила из положения своеобразно: она, выполняя требование МВФ, повышала цену на газ, а тем, кому не хватало денег на оплату, выплачивала компенсации. Но это очевидно временное решение, поскольку деньги на компенсации берутся из бюджета.

Так что вопрос о цене на газ является очень болезненным, тем более в преддверии выборов. На Украине в марте 2019 года состоятся, я надеюсь, выборы президента, осенью – парламентские выборы. На этом фоне повышение цен на газ для действующего президента и коалиции, которая его поддерживает, грозит большими неприятностями. Что же касается бюджета, то с его балансировкой Украина, на мой взгляд, справится – я уже видел сообщения о том, что для этого находят резервы.

Бюджет у нее, конечно, очень напряженный. Но в последнее время (тут тоже сошлюсь на выступления на форуме «Ялтинская европейская стратегия») в стране все чаще звучит мысль, что надо увеличивать доходную часть бюджета, а не уменьшать расходную.

 
Участие Петра Порошенко в 15-й ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии
president.gov.ua

Возможности увеличить доходную часть у Украины имеются; правда, для этого нужно в корне изменить экономическую политику. А что касается борьбы с коррупцией, то эта борьба вечна. Не думаю, что эта позиция помешает Украине получить кредит.

Если резюмировать все, я бы сказал так: да, требования МВФ очень серьезны и политически болезненны для Украины сегодня. Но думаю, что все-таки предоставление кредитов Украине будет продолжено, потому что без них ситуация может достичь критической точки и иметь непредсказуемые последствия. Поэтому я считаю, что договоренность все-таки будет достигнута, и Украина ресурсы, которые необходимы для того, чтобы не допустить государственного дефолта, раньше или позже получит.

Если же говорить о реорганизации Государственной фискальной службы, которую СМИ также называют одним из условий, поставленных МВД Украине, то, по-моему, речь идет о пограничных сборах. Это все очень проблемно – и я говорю сейчас не только о проблемах на российско-украинской границе, проблемы есть и на западной границе Украины, так, например, обостряются ее отношения с Венгрией.

 
И.о. Председателя ДФС Александр Власов во время посещения Одесской таможни ДФС
sfs.gov.ua

Но дело даже не в этом – дело в том, что коррупция, как утверждают на Украине, довольно серьезно поразила пограничные службы. Так что речь идет не столько о фискальном ведомстве в целом (хотя я думаю, что в нем тоже проблем немало, но это тоже отдельная тема, связанная с общей экономической политикой администрации Порошенко и кабинета Гройсмана), сколько о надежном заслоне для контрабанды и поборов на таможне – поскольку сейчас развиваются отношения Украины с Европейским союзом. Европейский союз ведь занимает место России; растут товарные потоки, которые по «хорошей» традиции облагаются «дополнительными сборами», на границе процветает коррупция. Мне кажется, дело в этом; правда, я детально не анализировал этот вопрос», – сказал Виктор Мироненко.

Мироненко Виктор
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).