Побывавшая в Южной Осетии, а также в Горийском районе Грузии делегация Парламентской ассамблеи совета Европы сочла, что геноцида в южноосетинской республике во время военных действий в августе не было, зато была этническая чистка по отношению к грузинам.
Руководитель комиссии Люк Ван Ден Бранде на пресс-конференции в Тбилиси призвал осторожнее использовать термин «геноцид». По его словам, действия Грузии нельзя назвать геноцидом, хотя он и был «шокирован» тем, что увидел в Цхинвали. В этом городе членам делегации показали разрушенные грузинскими обстрелами здание парламента, еврейский квартал и цхинвальскую школу номер пять, во дворе которой находилось мемориальное кладбище жертв грузино-осетинского конфликта 1991 года, передает «Кавказский узел». Напомним, российская сторона настаивает, что попытка Грузии в ночь с 7 на 8 августа силой восстановить контроль над отколовшейся территорией была геноцидом южноосетинского народа.
Тем не менее Ван Ден Бранде считает, что к тому, что происходило в ходе августовского конфликта, больше подходит понятие «этническая чистка». Причем, по его словам, это касается не осетинского народа, а грузинского населения в зоне конфликта, в Горийском районе. «То, что произошло, больше похоже на этночистку. В этом мы убедились после встречи с жителями грузинских сел в зоне конфликта. Они чувствуют себя незащищенными и требуют патрулирования грузинской полиции», – сказал глава делегации.
На днях правозащитная организация Human Rights Watch выпустила заявление, в котором сказано, что Обстановка безвластия вокруг Цхинвальского региона – зоны грузино-осетинского конфликта, способствует нападениям и атмосфере страха. По прошествии трех недель после ухода российских войск с большей части Горийского района десятки тысяч грузин все еще не могут вернуться в свои дома из-за ухудшения ситуации с безопасностью и уничтожения многих домов в результате бомбежек или умышленных поджогов. Особенно остро проблема безопасности стоит в полосе вдоль административной границы с Южной Осетией. В интервью Human Rights Watch беженцы из Горийского района говорили, что не могут вернуться, поскольку опасаются нападений осетинских ополченцев и других лиц, которые пытаются пользоваться полным отсутствием правоохранительных структур на этой территории. Представителями организации зафиксированы многочисленные случаи нападений и угроз в отношении гражданского населения со стороны осетинских ополченцев и вооруженных уголовников.
См. также: Human Rights Watch: в зоне грузино-осетинского конфликта установилась атмосфера страха
Незадолго до заявления Ван Ден Бранде о том, что геноцида Южной Осетии не было, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин сообщил в Москве, что его ведомство закончило расследование обстоятельств военного конфликта и доказательства свидетельствуют, что целью грузинского вторжения в непризнанную республику «было полное уничтожение» проживающих там осетин. Бастрыкин подчеркнул, что на завоеванной территории грузинские власти намеревались создать «марионеточное правительство». По его словам, «дело не в конечных цифрах погибших, а в тех варварских методах ведения военных действий, которые применялись грузинской армией во время совершения агрессии».
Напомним, власти Южной Осетии заявляли, что в результате нападения грузинских войск погибли более двух тысяч жителей непризнанной республики. Позже цифра была уточнена – 1492 погибших. В России было заведено уголовное дело по статье «геноцид». В Южную Осетию направились представители Следственного комитета, однако насчитать столько жертв они не смогли. 20 августа было объявлено, что следователи зафиксировали 133 жертвы среди мирного населения. Однако от утверждения о геноциде в Москве не отказались. Бастрыкин заявил, что «кощунственно заниматься спекуляциями» на тему числа жертв. «Если говорить о юридической стороне вопроса, то ни одна правовая норма не содержит указания на какое-то обязательное минимальное количество жертв для того, чтобы квалифицировать то или иное деяние как геноцид, как военное преступление, как преступление против мирных жителей», – сказал он.
См. также: СКП насчитал 133 погибших среди жителей Южной Осетии, обещает больше
ПАСЕ, в свою очередь, призывает провести международное расследование событий на Кавказе. Люк Ван Ден Бранде заявил в Тбилиси, что ни одна из сторон не сделала ничего, чтобы избежать конфликта, а начался он гораздо раньше 7 августа. «Все международные организации, институты, которые в состоянии что-либо сделать, должны включиться в это расследование для установления истины. Нам понятно, что война началась не 7 августа. Это началось намного раньше. Имели место провокации. Должно быть проведено расследование», – заявил Люк Ван ден Бранден.
Главный аргумент российской стороны заключается в том, что Грузия первой начала боевые действия, а Россия начала свою «операцию по принуждению к миру» лишь в ответ на агрессию, чтобы защитить своих граждан и миротворцев в Южной Осетии. Однако мнение делегации ПАСЕ оказалось ближе к точке зрения Госдепа США, которая заключается в том, что Грузия «была втянута» военные действия. В начале сентября заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза заявлял, что вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией начался не 7 августа с атаки грузинских военных на Цхинвали, как уверяют в Москве, а гораздо раньше. Брайза признал, что атака на Цхинвали «действительно была ошибкой». Однако, по его словам, это нападение было спровоцировано южноосетинскими военными, «которыми, между прочим, командовали российские офицеры».
Делегация ПАСЕ прибыла в Южную Осетию 25 сентября. Поездка началась с конфликта с российской стороной: Москва оказалась недовольна маршрутом следования европейских парламентариев. Они решили сначала побывать в Москве, затем отправиться в Грузию, и только после этого – в Южную Осетию. Ван Ден Бранде в ходе итоговой пресс-конференции выразил поддержку территориальной целостности Грузии. Отчет о нынешнем визите он представит на следующей неделе в Страсбурге в ходе дебатов по грузино-осетинскому конфликту.
На днях стало известно, что на осенней сессии ПАСЕ будет обсуждаться резолюция, подписанная 24 членами ПАСЕ, вносит предложение лишить российских парламентариев полномочий из-за вооруженного конфликта на Кавказе. Всего в ПАСЕ 636 членов.
Люк Ван Ден Бранде считает, что большинство членов ПАСЕ не поддержит предложение о лишении полномочий российской делегации.