будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Дагестан Москва Мьянма Чечня ислам Рамзан Кадыров акции протеста
Июль 9, 2025
Мир
Голосов Григорий Абзалов Дмитрий

Мьянма: что случилось и чего нам ждать

Мьянма: что случилось и чего нам ждать
275581_4046x2697_347_89b4e8ad6a9e3ef10f0c0a4f38189298
Митинг в поддержку рохинджа у посольства Мьянмы в Москве. Источник: Кирилл Зыков / АГН "Москва"

Притеснения в отношении мусульман в Мьянме стали поводом для выступлений российских мусульман в поддержку своих единоверцев. Как сообщают СМИ, митинги состоялись в Москве и Махачкале, а с утра 4 сентября начался и митинг в Грозном. Кроме того, глава Чечни Рамзан Кадыров позволил себе достаточно резкие высказывания на эту тему.

По словам Кадырова, если Россия поддержит «шайтанов», которые «совершают преступления» в Мьянме, то он выступит против позиции России. «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые совершают преступления, я против позиции России. У меня есть свое видение, своя позиция. Я больше чем уверен, что сегодня никто не будет поддерживать убийц и насильников, но есть определенные нюансы государственной политики, поэтому мы должны с пониманием относиться к тому, что происходит, и как себя ведут государственные деятели и политики», – сказал Кадыров в видеообращении в своем блоге в Intagram. Запись видеообращения не была сохранена там, но выложена на YouTube.

Кадыров также обвинил российские СМИ в бездействии. «Если в Европе где-то взрывают, убивают, сразу наши СМИ доблестные выступают. А когда за три дня убито несколько тысяч человек – все молчат», – подчеркнул он.

 
Рамзан Кадыров на митинге в защиту мусульман Мьянмы
Скриншот видео ЧГТРК "Грозный"

О том, почему российские мусульмане так откликаются на события в Мьянме и как можно расценивать слова Кадырова, с «Полит.ру» согласился поговорить политолог Григорий Голосов. По его оценке, гуманитарная ситуация в Мьянме и отношение к мусульманам в этой стране вызывает тревогу во всем мире, а мусульмане вообще хорошо координируются, в том числе и в случае необходимости защищать единоверцев.

«То, что происходит в Мьянме с мусульманами, серьезно. Сейчас уже поздно разбираться, кто там начал – существуют разные мнения, но факт состоит в том, что сейчас они подвергаются жестоким преследованиям, бегут оттуда. Это серьезная гуманитарная ситуация – она вызывает беспокойство во всем мире, не только в мусульманском. Но ислам – глобальная религия, и существует координация между различными мусульманскими общинами в разных странах.

 
Мусульманка-рохинджа, застреленная военными Мьянмы при попытке бегства в Бангладеш
@BurmaTaskForce
 

Эта координация осуществляется не только по линии террористических организаций, к чему мы привыкли, но и по линии вполне нерадикальных течений ислама. Если они видят, что мусульман где-то ущемляют (а в Мьянме это, безусловно, так), то они реагируют, и это происходит на международной арене. Так что тут и без Рамзана Кадарова вполне естественный ход событий имеет место, на мой взгляд. Всем бы так заботиться о своих единоверцах и единомышленниках, как это делают мусульмане.

Что касается Рамзана Кадырова, по, правде сказать, сам я его выступления не читал и не слушал, но судя по тому, что вы пересказали, он отреагировал на ситуацию с большим перебором. Никто в мире не поддерживает этих, как он выразился, «шайтанов» – все, в общем, осуждают преследование мусульман в Мьянме. Российское руководство не составляет исключения. То есть до их пор оно никак не реагировало на эти события, но я совершенно не сомневаюсь, что если бы реагировало, то так же, как и все мировое сообщество. Потому что никаких особых интересов в Мьянме у России нет, никаких причин поддерживать мьянмские власти против мусульман тоже нет.

Я думаю, что такой перебор свидетельствует о том, что Рамзан Кадыров использует любой повод для того, чтобы как-то отметиться в публичном пространстве. То есть то, что он высказался по поводу преследования мусульман, само по себе, конечно, хорошо. То, что он высказался в таких усиленных и не к месту усиленных выражениях, – это, пожалуй, свидетельствует просто о стремени к известности», – сказал Григорий Голосов.

Комментируя предположения, что за уже состоявшимся акциями в поддержку мусульман в Мьянме в России могут последовать и другие подобные акции, эксперт выразил принципиальное согласие этим соображением.

«Это вполне вероятно, тем более что такое происходит по всему миру. Как я уже сказал, в исламском сообществе существует некоторая координация – в том числе и по таким вопросам, которые не имеют отношения к джихадизму. И в принципе, на мой взгляд, это хорошо. Любая общественная активность может привести к радикальным проявлениям, но это не значит, что она плоха сама по себе», – пояснил Григорий Голосов.

 
Митинг в Грозном в поддержку мусульман-рохинджа
сhechnyatoday.com

О происходящем в Мьянме, об отклике на эти события в России и о возможном развитии ситуации с «Полит.ру» побеседовал и политолог Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

«Ситуация с Мьянмой следующая: там есть элементы регионального сепаратизма, с которыми периодически сталкивается местное правительство. Региональный сепаратизм представлен и на территории, например, Китая. Поэтому Москва с Пекином тут придерживается одной позиции. На этот счет есть много разных резолюций, но суть их заключается в том, чтобы максимально нивелировать это противостояние.

Часто он действительно принимает жесткие формы, и реакция последнего времени на эти события была связана с информационными вбросами на этот счет. С одной стороны, выступать в поддержку внешних решений на разных направлениях – это распространенная мировая практика. Посмотрите, например, какие митинги по Сирии проходят в США. Или митинги по Турции во Франции. Или, положим, хотя бы по ситуации в Никарагуа. То есть это именно распространенная практика.

Другое дело, что тот эффект, который проявился сейчас – несколько тысяч человек – был, конечно, не таким ожидаемым. Плюс ко всему достаточно противоречивым является само высказывание по поводу позиции Российской Федерации. Эта позиция, конечно же, исходит из Москвы, но синхронизируется, так как у нас проживает очень много этнических  и религиозных групп. Есть буддисты – их много живет в Калмыкии, есть мусульманские регионы – Северный Кавказ, например. Словом, различные религиозные и этические группы у нас очень сильно представлены. И вполне очевидно, что они встроены в развитие процессов, которые происходят на внешнем направлении.

Например, Татарстан реагировал на историю с Турцией и свою позицию по этому поводу высказал. У Чечни, соответственно, есть своя позиция по Мьянме. Пока она не расходится с федеральным направлением, никаких рисков здесь нету. Вопрос еще может быть связан с тем, что публикации в международных СМИ про Мьянму были связаны с саммитом БРИКС, который проходит в Китае.

Дело в том, что в Китае существует религиозный сепаратизм, причем как бы двух видов: есть буддисты в различном понимании слова, и есть мусульмане. Так что китайцы позицию властей Мьянмы поддерживают. Словом, поднятая шумиха – это, конечно, удар по Китаю. Если бы не было ядерного запуска со стороны КНДР в воскресенье утром, который просто нивелировал весь эффект от саммита для Китая, это тоже дало бы некоторые сложности. 

История в Мьянме и так имеет определенный резонанс, но пока что за общественно-политические рамки не выходит. Никаких сверхжестких заявлений по этому поводу еще не было. Ну, будет митинг в Чечне. Но митинг в Чечне проходит по целому ряду вопросов. Другое дело, что религиозная тема – это тема очень тонкая. Поэтому никто ее особо активизировать и продвигать не будет. Здесь, конечно, надо ждать федеральной позиции по этому вопросу.

Однако необязательно это будет иметь какое-то серьезное продолжение. Есть целый ряд других, более животрепещущих вопросов в международной повестке. Уйдет история с Китаем – уйдет и история с Мьянмой. А само по себе региональное обсуждение чего-то – вещь абсолютно нормальная. Татарстан тому является классическим подтверждением», – сказал Дмитрий Абзалов.

Голосов Григорий Абзалов Дмитрий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).