Ну вот, если верить всем мировым СМИ, которые, в свою очередь, верят отвратительной съемке на мобильный телефон, и нет больше с нами лидера джамахирии Муаммара Каддафи. Его не взяли в светлое будущее человечества.
Сопутствующая информация недостоверна. Более или менее устойчивы физические детали; особенно сомнительны быстрые оценки. То есть я действительно верю в то, что полковник скончался от пулевых ранений в голову и живот. И что его пнули перед смертью ботинком. Что же до вины его перед идеалами демократии и правами человека…
Впрочем, если всерьез, непонятно, что здесь подвергать сомнению. Про покойного и не говорят, что он устраивал геноцид собственного народа или этнические чистки. Или даже грабанул ливийских налогоплательщиков по самое не могу. Я не ливиевед, чтобы глубоко вникать в проблему, а на поверхности интернета и ТВ мелькают настолько странные претензии к Каддафи, что почти смешно. Ну, был экстравагантен. Ну, правил 40 лет. Замешкался войти в Единую Америку. Потом в подняли голову мятежники в сильно неоднородном составе. Допустим даже, мощное всепобеждающее восстание масс – какой-никакой критерий неправедности верховной власти. Допустим. Но здесь мощи исходного импульса мы не можем оценить, потому что он поддержан натовской авиацией. В итоге по стране разгуливают (визуально) какие-то ликующие подонки, не отличающиеся (цитирую телевизор) великодушием в отношении мирного населения. Наш президент выразил надежду на то, что теперь там всё устаканится. Надежда, конечно, умирает последней. Вольнодумство спорить с президентом, но, по-моему, скорее бы всё поутихло, если бы Каддафи вдруг ожил, а повстанцы испарились. Ничего созидательного и конструктивного за повстанцами лично мной не замечено.
Текущая цель молодой ливийской республики – найти и истребить оставшихся в живых сыновей Каддафи (а также, вероятно, невесток и внуков). Мировое сообщество наблюдает за этим мероприятием с флегматичностью и пониманием. Лет через 30 мы получим мусульманских святых. Но что говорить о будущем…
Где Муаммар, а где я… Но, если совсем искренне, доминантная реакция такая: не затем Господь (а хотя бы и Аллах) создавал человека, чтобы вгонять ему пули в голову и живот. Не затем создавал конкретно голову и живот. А пули вообще не Он создавал. И пока цивилизованный мир будет молчаливо одобрять такие процедуры, вряд ли он заслуживает уважения.
А как шла лично моя жизнь за отчетный период? Если коротко – неплохо, но не без напрасных терзаний. Типологически они хорошо описываются известным анекдотом (заранее пардон перед теми, кто в курсе):
Приходит мужик к психиатру, говорит, что постоянно испытывает стресс на работе. Ответственная работа, интересуется тот с пониманием, человеческие жизни на кону? Да нет, отвечает мужик, работаю на овощебазе сортировщиком картошки. Так в чем же дело, удивляется недогадливый психиатр.
- Как в чем, доктор?! Я вынужден ежесекундно принимать решения.
Стоишь на троллейбусной остановке. Идти не далеко и не близко, ну, 15-20 минут. Ждать или стартовать? Так все-таки ждать или стартовать? В итоге ждешь, потом уходишь, оглядываешься, ускоряешься – с острым ощущением неоптимальности поведения. А ведь лет 20 назад уже системно расколол эту ситуацию: надо сразу решить – немедленно идти, или уж ждать до упора. Анализирую, что же могло поколебать готовое решение? Ага. Вот что – принимаешь решение ждать до упора трамвай, а где-то на маршруте пробка из 30 трамваев, потому что какой-то деятель, видите ли, поставил автомобиль на рельсы. И вся стратегия разламывается.
Но Бог с ними, с трамваями (и троллейбусами). Две битых недели списывался с человеком, которого ни разу не видел, на предмет возможного сотрудничества. Постепенно (слишком постепенно!) нарастало чувство нежелания пресловутого сотрудничества. В итоге поверил чувству, когда за спиной уже целые залежи напрасно потраченных букв. Мораль: в мои годы надо выработать твердые критерии, с кем сотрудничать, а с кем нет. Краткий опросник, мгновенный ответ. Принципы – не то чтобы нравственные, а поведенческие, конструктивные, - и связанные с ними простые процедуры. Ведь были же какие-то наработки.
Например, малоприбыльное приятное занятие переводить в разряд бесплатных. В итоге так и происходит, но больше бы здорового автоматизма.
Да, как же, помню, автопилот иссушает жизнь. Даже в автобусную поездку (не говоря уж о посещении рынка) можно эмоционально вложиться, прожить ее на все сто. Сохранить в памяти колоритных попутчиков, неожиданный ландшафт за окошком. Грех спорить. Но в хорошем хозяйстве соседствуют свежее и сушеное.
Писать отрицательную рецензию на хорошего знакомого? Знаешь что, дружок, уж либо как правило пиши (и знакомые привыкнут), либо как правило не пиши, но нельзя каждый раз мучиться, что твой Гамлет. Смастери, короче, шаблон для измерения картошки – и пусть он сортирует.
- Понимаете, доктор?
Он понимает.
В вагон метро проходит женщина характерного маргинального вида – в разношерстной одежде, с несколькими подозрительными объемистыми пакетами, что-то бормоча себе под нос. Садится. И вынимает из недр пакета – не хлеб с луком, а вполне глянцевую книгу какой-то Сандры Браун. И – читает.
А что?