будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина
Май 24, 2025
Мир
Долгин Борис

Накануне: 11 мыслей

Накануне: 11 мыслей
2014-03-04_010543
Заседание Совета Безопасности ООН по Украине

Александр Морозов беспокоился по поводу ночи с воскресенья и утра понедельника. Я больше тревожусь сейчас – не то объявленный, не то опровергнутый ультиматум, истекающий в 7 утра по Москве, заседание Совбеза ООН, созванное по инициативе России, информация о готовящейся ночью провокации против российских войск.

Буду очень рад, если тревога окажется ложной, но все же считаю нужным зафиксировать какие-то моменты .

1. Любая аргументация, опирающаяся на наличие якобы пострадавших (как это было перед заседанием Совфеда) или реальных пострадавших граждан России на территории Украины (включая ее регион – Республику Крым) не может быть основанием для ввода российских войск. Иначе – логичным продолжением станет ввод в Петербург войск КНР когда какой-нибудь гражданин этой страны будет избит в петербургском метро.

2. Любая аргументация, связанная с пострадавшими моряками или любыми другими работниками Черноморского флота РФ, тоже не может быть основанием ни для чего. Хотя бы потому, что Флот далеко вышел за рамки соглашения – территориально и функционально. Например, будучи подключенным, по словам как бы главы крымского правительства Аксенова, к охране порядка на полуострове.

3. Любая аргументация, связанная с пострадавшими «неопознанными вооруженными субъектами», у которых неожиданно окажется российское гражданство, будет бить бумерангом, поскольку станет уже собственно российским свидетельством российского участия в перехвате контроля за полуостровом. Ближайший аналог защиты неопознанных вооруженных субъектов – это, скажем, попытка Саудовской Аравии обосновать ввод собственных войск в Сирию тем, что в Сирии страдают от пуль и снарядов ее граждане, воюющие в исламистских группировках.

4. Любая аргументация, связанная с притеснением русскоязычных или просто юго-восточно живущих граждан Украины и вообще про «разделенную нацию», - будет явной аллюзией на Третий Рейх. Тем более что даже ни от какого облсовета Юго-Востока призывов оказать братскую помощь не прозвучало. Впрочем, если бы и прозвучали, интервенция не стала бы более обоснованной. Хотя мы видим хорошо и синхронно организованные акции. Мы даже видим анонсы из самого Крыма – мол, они тоже хотят. Только сами русскоязычные граждане пишут совсем другое – спасибо за внимание, но как-нибудь обойдемся. Распространять ложь о запрете русского языка можно, но недолго. Информация просачивается быстро.

5. Все это не имеет отношения к вопросу о качестве тех или иных решений новой власти Украины (их оценивать, в первую очередь, гражданам Украины). Это не имеет отношения и к вопросу о легитимности этой власти. Он может всерьез заработать только при попытке использовать для легитимизации интервенции Януковича. Но вряд ли перед подобным использованием российский премьер справедливо напоминал бы, что авторитет Януковича «практически ничтожен». Пока же «нелигитимность» - маска, за которой происходит отказ обсуждать свои действия по отношению к Украине с ее руководством.

6. Понимаю, что ответственность за возможную интервенцию в какой-то степени ляжет на всех граждан России, поэтому очень стыдно.

7. Ситуации в России и в Украине различаются более или менее всем. И это не только про трудность понимания, но и про то, что способы смены власти, работающие в Украине, в России сработать не могут. Иными словами, в ближайшее время мы будем иметь ту или иную версию сегодняшней власти – это важно понимать и из этого исходить.

8. Интересно, что мы ничего пока не слышим непосредственно из уст Владимира Путина – кроме официальных документов и сообщений пресс-службы о переговорах с иностранными лидерами. Это оставляет некоторое пространство для маневра.

9. Я очень надеюсь на то, что ситуация разрешится с минимальной кровью и ущербом для Украины. Но даже предположим самое мягкое – попытку полного отката к условному 25 февраля – с обязательствами подтвердить Харьковские соглашения. Даже в этой ситуации уверен, что отношение к России – причем, не только как к государству, но и как к стране – окажется радикально подорванным последними событиями. То, что хоть немного удавалось со временем зарастить, разрушается сегодня очень легко и глупо.

Как далеко Россия оттолкнет от себя Украину в более радикальном случае, лица, рекомендующие сегодня решения, похоже, понимают не слишком хорошо.

10. Я очень надеюсь на то, что ситуация разрешится с минимальными потерями для России, но дальше начинаются очень сложные вопросы с категориями «преступного приказа», его исполнителей и т.д.

11. У меня достаточно сложная идентификация: обе страны воспринимаются как родины – именно так, во множественном числе. При этом одна из них – в лице своего государства – творит сегодня явную неправду по отношению к другой. Больно за обе, но по-разному.

Post Scriptum

Уже после написания текста стало известно об обращении Виктора Януковича с просьбой к России применить вооруженные силы для "восстановления законности". Обоснование при этом не опирается на реальные факты. Это может создать иллюзию законности действий России, но действовать эта иллюзия если и будет, то только в границах государства.

Post Post Scriptum

На утро 4 марта операция в Украине не расширилась. Зато, дан намек на то, в каких областях будут выдвигаться требования (во всяком случае, в открытой из части). Речь идет о возвращении к формуле перемирия 21 февраля, как минимум в двух отношениях:

1)      конституционная реформа,

2)      правительство национального единства.

По первому, думаю, не столько смущает Конституция 2004 года сама по себе (хотя парламентско-президентскую систему российское руководство не любит), сколько хотят в процессе реформы закрепить в Конституции что-то новое. Например, нейтральный статус, общую федерализацию, особое положение Крыма.

По второму пункту, вероятно, хотят поучаствовать в согласовании конфигурации власти - всяческих квот и их заполнения теми, кому доверяют. Не исключено, что захотят вернуть во власть некоторые фигуры, в последние годы окончательно обретшие маргинальный статус (Виктор Медведчук и др.).

Долгин Борис
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).