Конечно, экономические обозреватели и пару месяцев назад высказывали предположения, что правительство снижает налоги для того, чтобы вывести налогоплательщиков из "тени", а затем поднять ставки. Однако такие варианты всегда кажутся пессимистическими преувеличениями. Теперь же все опасения подтверждены на самом высоком уровне. Начал "оборонный" первый вице-премьер Илья Клебанов, неизвестно почему вдруг высказавшийся по актуальным вопросам налогообложения. Затем разноголосица: попытавшийся было оправдаться Герман Греф (ставку не будут поднимать "5-8 лет") на самом деле лишь признал факт: снижение ставки - это ненадолго. А Виктор Христенко даже допустил пересмотр ставки спустя три года. Теперь же и чиновники МНС утверждают , что снижение ставки - это, по сути дела, амнистия ранее нажитых доходов; после того, как они будут легализованы, для высоких доходов нужно ввести вторую ставку: например, 20%.
Теперь налоговая "реформа", и прежде выглядевшая весьма половинчатой и плохо продуманной, полностью дискредитирована самими авторами. Если они, как выясняется, задумывали провести своего рода налоговую амнистию - то почему об этом прямо не сказали? Амнистии капитала, с одной стороны, бывают более широкими, т.е. обеспечивают льготы и по другим налогам; с другой, обычно сопровождаются рядом условий со стороны государства, о которых ничего сказано не было. Наконец, амнистия - это совсем не налоговая реформа. Одним из главных пороков российской налоговой системы эксперты называют даже не высокие налоговые ставки, а непредсказуемость изменений в системе. И поскольку государство не изъявляет ни малейшего желания ввести мораторий на изменение ставок, непредсказуемость системы пока только растет. Все это никак не способствует ожидаемой легализации компаниями зарплат сотрудников: мало того, что снижение ставок затрагивает в основном номинальное бремя, так теперь еще и выясняется, что ставки могут весьма скоро вернуться на прежние позиции. В то время, как повышенные акцизы едва ли будут снижаться.
Принятый второпях Налоговый кодекс вряд ли удастся сразу ввести в действие - он плохо сделан, и у компаний есть масса поводов для обращений в суд. Налоговая база единого соцналога (при незначительном снижении ставки) расширена за счет материальных благ, предоставляемых предприятием сотрудникам. Директор Ассоциации налогового права Александр Бутурлин полагает, что к благам можно будет отнести, к примеру, новую "персоналку" или шторы в офисе. А индивидуальным предпринимателям придется выплачивать авансовые платежи и затем несколько раз в течение года пересчитывать предполагаемый доход. Крайне затруднена процедура определения ставок соцналога для высокооплачиваемых работников. Массу недоработок содержит и глава по НДС: в частности, в ней есть более 200 ссылок на другие статьи НК. Ряд положений просто внутренне противоречив. Не логична норма, по которой индивидуальные предприниматели и небольшие организации, не платившие НДС (поскольку в течение трех последовательных налоговых периодов их налоговая база не превышала 1 млн. руб.) и не имеющие права отказаться от этой льготы в течение года, должны будут выплатить НДС, а также пени и штрафы, если их выручка превысила установленный предел. В итоге массовые обращения в Конституционный суд по этому и другим спорным вопросам могут просто заблокировать применение II части НК.