Прошедшие за последние два дня новые выемки документов в НТВ и "Газпроме" и возбуждение уголовных дел против ЛУКОЙЛа и "АвтоВАЗа" очевидно взбудоражили общество. Если первые два случая были мотивированы достаточно странно ( непонятно, как связаны кредитные отношения "Медиа-Моста" и "Газпрома" с делом "Русского видео"), то дела против нефтяного и автомобильного гигантов возбуждены по мотивам, вполне понятным любому человеку, в той или иной степени знакомому с современным экономическим укладом России. Более того, инкриминируемые этим предприятиям преступления, безусловно, являются сущностной частью общего уклада и наличествующего порядка. Любопытно, что дела против компаний были презентованы общественности непосредственно после встречи Солтаганова с Путиным. Весьма характерным выглядит и косвенное (через думца Морозова) замечание Путина, что ситуацию вокруг "Норильского никеля" нельзя рассматривать как пересмотр итогов приватизации. - Однако тенденция.
Средства массовой информации и сами участники процесса характеризуют ситуацию как конфликт бизнеса и государства. Наезд на "Медиа-Мост" - это попытка задавить свободу слова. Наезд на "Норникель" - попытка пересмотра приватизации. Наезды на "ЛУКОЙЛ" объясняют тем, что чем-то в деятельности одной из крупнейших российских олигархических структур недовольны в Кремле (при том, что еще совсем недавно "ЛУКОЙЛ" обладал огромным политическим влиянием), а также общим стремлением власти посадить крупный бизнес на короткий поводок. Во всяком случае, политологи и аналитики ищут объяснения действиям властей и политическую подоплеку этих действий. Так российское общество смотрит на свое государство и имеет к тому вполне достаточные основания. (Кстати, уместно проанализировать, кто еще из крупных олигархических структур и кланов пока не подвергся атакам разбушевавшейся прокуратуры.)
С другой стороны, тому же самому обществу прекрасно известны: 1) схемы приватизации, при которой госпредприятие в два хода превращается в частную собственность (ср. дело "Русского видео"), 2) механизм информационного рэкета (ср. дело СБ "Медиа-Моста"), 3) схемы и рычаги приватизационных конкурсов прошлых лет, 4) схемы ухода от налогов в нефтянке, 5) схемы занижения объемов продукции с целью уменьшения налогооблагаемой базы.
Таким образом, общество стоит перед определенным политическим выбором. Вариантов, в сущности, три: 1) отменить уголовные и административные кодексы, а также прокуратуру как факторы, дестабилизирующие и нервирующие жизнь иллегального государства, 2) обратиться к прокуратуре одной из развитых стран с просьбой осуществлять правосудие на нашей территории, 3) просто подойти к зеркалу и плюнуть в него.
Вариант четвертый - попробовать сделать что-нибудь разумное - заведомо отметается за чрезмерной сложностью и тягомотностью.
За наездами прокуратуры стоим все мы. Наш порядок.