будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Донецк Луганск Украина
Июль 14, 2025
Мир
Блохина Мария

Наутро. 4 ноября

Наутро. 4 ноября
poroshen
Петр Порошенко. Источник: Фото: president.gov.ua

4 ноября в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект об отмене закона об особом статусе отдельных районов Донбасса. Его внес руководитель Радикальной партии Олег Ляшко, сообщается на официальном сайте Рады. Днем ранее президент Украины Петр Порошенко выступил с обращением к народу и заявил, что намерен провести заседание Совета национальной безопасности и обороны, а также что Киев не собирается признавать прошедшие 2 ноября выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках.

Тогда же он сообщил о возможной отмене закона об особенностях самоуправления в отдельных районах Донбасса: «В свое время этот закон выполнил чрезвычайно важную роль в приостановке внешней интервенции, мобилизации поддержки миром Минских мирных договоренностей, подтверждении искренности намерений Украины по деэскалации ситуации на Донбассе. Мы продемонстрировали жителям Донецкой и Луганской областей и внешнему миру искреннее стремление Киева к политическому урегулированию. Такую возможность боевики отвергли. Проведение псевдо-выборов торпедировало закон и резко обострило ситуацию на Донбассе. Те широкие полномочия, которые предусматривал закон, мы готовы предоставлять только легитимно избранным органам местного самоуправления. А не бандитам, которые сами себя венчают на царство», - заявил Порошенко в своем обращении.

Он также не исключил возможности принятия нового аналогичного закона, наделяющего Донбасс особым статусом, но для этого необходимо, чтобы все стороны в вернулись к выполнению условий минского протокола. В таком случае новым законом будут регулироваться четкие границы районов, порядок местного самоуправления согласно минским договоренностям, а также бюджетная децентрализация.

 
Михаил Нейжмаков

Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков считает действие Киева по отмене особого статуса Донбасса символическим жестом: «Если государство не признает независимости потерянных им территорий, его лидеры вынуждены реагировать на прошедшие там выборы, чтобы сохранить лицо. Реагировать хотя бы символически. Идея отменить закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» - как раз самый символический из возможных шагов Киева. Этот нормативный акт все равно не работал и  (по крайней мере, в своем нынешнем виде) не устраивал ни лидеров ДНР и ЛНР, ни само украинское руководство. Характерно, что Петр Порошенко максимально, на целый месяц после принятия этого закона Верховной Радой, оттянул его подписание. Не исключено, что инициатива с отменой закона – сигнал Ринату Ахметову и другим игрокам, работающим с официальным Киевом, но  сохранившим  то или иное влияние на Донбассе. Попытка показать, что пространство для мирных  компромиссов начинает «сжиматься» и подтолкнуть их активнее задействовать свои рычаги влияния на сторонников ополченцев, пока они еще востребованы. 

Некоторые считают, что предложение отменить данный закон – это прелюдия к возобновлению масштабной силовой операции на Донбассе. Такой сценарий, конечно, не исключен. Но он мог реализоваться и без отмены закона об особом статусе. Пока же обе стороны конфликта скорее делают намеки на продолжение переговоров, а не на возобновление большой войны. Петр Порошенко, предлагая отменить действующий закон, тут же заявляет о возможности принятия нового акта по той же проблеме. И если требование Киева дать «задний ход в вопросе о выборах 2 ноября» никто реализовывать не будет (что наверняка понимают и в украинских верхах), то «возвращение всех сторон к выполнению минского протокола» - уже реальная тема для диалога.

 
Андрей Пургин

Показательны и заявления лидеров ДНР и ЛНР по данной теме. Андрей Пургин заявил, что не допускает действия на подконтрольных ополченцам территориях нормативных актов Украины, принятых без согласования с ДНР. В свою очередь, председатель Верховного Совета ЛНР Алексей Карякин отметил, что новый закон об особом статусе не будет действовать на территории Луганской республики без согласования с ее властями. Однако если ЛНР и ДНР берут окончательный курс на независимость, на их территории принятые в Киеве законы не могут действовать в принципе. Получается, что Донецк и Луганск также оставили для Киева «окно для переговоров». Предлог, позволяющий киевским верхам объяснить своему избирателю, что лидеры ополченцев все-таки готовы на компромиссы и переговоры с ними – не обязательно отсроченная капитуляция украинской стороны», - рассуждает эксперт.

 
Георгий Чижов

Вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов предполагает, что новый закон постигнет участь старого: «Речь идет о том, чтобы лишить особого статуса отдельные территории. Под отдельными территориями понимались те районы Донецкой и Луганской областей, которые контролируются ополченцами, сепаратистами, их по-разному называют. Просто тот, предыдущий, закон потерял всякий смысл после выборов, которые прошли 2 ноября на этих территориях. Поэтому предложение президента как раз заключается в том, чтобы принять новый закон с уточнением территорий, которые должны получить новый статус, и с новой датой выборов в соответствии с украинским законодательством. Надо сказать, что новый закон, если он будет принят, ждет такая же судьба, что и старый, потому что он все-таки предполагает, что те самые территории, районы, так или иначе будут признаны украинским законодательством. Скажем, на условиях принятого специально для них закона, там проведут выборы в соответствии с украинским законодательством. Также он предполагает контроль Украины над внешней границей, границей с Россией».

«Но, конечно, представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР на такие условия не согласны, ни контроль над границей они отдавать не собираются, ни проводить выборы в установленные Киевом сроки. Поэтому скорее всего принятие такого закона, и вот сейчас вероятная отмена и принятие его в новой редакции — это скорее формальный проект страны, рассчитанный, в частности, и на западные страны, чтобы показать, что Украина пытается каким-то образом выйти из вооруженного конфликта, настаивая на том, что эти оседлые территории остаются в составе Украины», — считает г-н Чижов.

Блохина Мария
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).