Во вторник стало известно, что Россия подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счет присоединения хребта Ломоносова и некоторых других участков дна Северного Ледовитого океана, сообщает ТАСС, ссылаясь на резюме заявки.
Новая версия заявки исходит из представления о том, чтохребет Ломоносова, поднятие Менделеева - Альфа и Чукотское поднятие, а также разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования. Поэтому они относятся к подводным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материковой окраины, а к ним, в свою очередь, не может быть применен дистанционный лимит 350 морских миль от исходных линии. В общей сложности заявка включает подводные пространства площадью около 1,2 миллионов квадратных километров.
Заявка будет рассмотрена соответствующей комиссией ООН ориентировочно не раньше февраля-марта2016 года.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность расширения экономической зоны государств в том случае, если морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. Напомним, что кроме России, на территории под Северным Ледовитым океаном претендуют также Дания, Канада, Норвегия и США. Усиление интереса к Арктике объясняется тем, чтоподземные недра этих территорий,предположительно, содержат 30% неразведанных запасов природного газа, а также 15% нефти.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, исполнительный директор Центра социального развития российского Севера, доктор экономических наук Вера Сморчкова считает, что у российской заявки хорошие шансы: «Наши научные исследования продолжались много лет, наша заявка с 2001 года лежала в этом комитете по установлению границ. Я думаю, что все, что от нас требовали, мы за эти годы сделали, собрали все дополнительные доказательства», — говорит она.
По мнению Сморчковой, если опираться только на научные доказательства, то шанс, что заявка будет одобрена, велик, однако есть вероятность, что негативную роль в этом вопросе могут сыграть политические факторы.
«По поводу перспектив для России: конечно, этот регион богат ресурсами, и тем более, что наш Север среди арктических территорий наиболее обжит. Пускай у нас там точечное, дисперсное расселение, но он более освоен по сравнению с другими северными территориями тех стран, которые претендуют на это», — замечает она.
Вера Сморчкова напоминает, что в настоящее время на Севере и так осуществляются некоторые мегапроекты, и трудно сказать, какой именно эффект для населения может быть достигнут, если заявка получит одобрение. «Нужно создать условия для привлечения туда молодых кадров. Например, если после того, как они отработают в Арктике, им будут какие-то преференции, как это было раньше, то есть необходимо стимулировать их ехать туда. Думаю, что тогда, ради карьеры, многие бы на это решились. За последние годы условия поменялись, поэтому и люди оттуда уезжают. Там повышенные затраты, проблемы с жильем, к тому же давно идет разговор о том, что коэффициенты к заработной плате хотят сократить», — напоминает эксперт академии. По ее мнению, для того, чтобы Север заселялся и осваивался, это необходимо делать опережающими темпами, так как за последние несколько десятков лет государственная политика, как и присутствие на Севере, ослабли, и его развитию не уделялось необходимое внимание.
«Все стратегические документы приняты: Основы государственной политики в Арктике есть, Стратегия развития арктической зоны есть, и последним стала обновленная Морская доктрина. Я думаю, что если наша государственная комиссия по Арктике начнет активно работать, то, наверное, будут созданы все необходимые предпосылки, чтобы народ туда ехал», — рассуждает эксперт академии.
При этом Вера Сморчкова считает, что в случае одобрения ООН российской заявки появятся новые пути и направления для сотрудничества с другими странами, претендующими на арктические территории — Данией, Норвегией, Канадой и США. «Если заявка будет одобрена, это будет импульсом для восстановления наших отношений, потому что в этом регионе нужно сотрудничать. Международное сотрудничество, связи, общие проекты, научные исследования — все это развивалось все эти годы. Сотрудничество начало развиваться даже по линии счетных палат», — говорит она.
«Этот регион требует особого подхода к управлению, он сложный, и поэтому важен опыт всех северных стран, его нужно изучать, чтобы брать что-то лучшее и вырабатывать что-то общее для этого региона: законодательство, подходы к управлению. Самое главное — сохранить окружающую среду, а так как этот регион богат природными ресурсами, при добыче важно ее не нарушить, потому что Арктика имеет планетарное значение», — резюмирует Сморчкова.
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климановменее оптимистичен в вопросе судьбы российской заявки: «К сожалению, я вынужден констатировать, что мне кажется, шансы на то, что подобного рода заявка будет одобрена, достаточно невелики. Когда мы говорим о континентальном шельфе и зонах экономических интересов той или иной страны в открытом море — обычно это ограничивается зоной мелководья, которая реально является продолжением континентальной плиты», — говорит эксперт. По его словам, весьма спорными и неоднозначными являются предположения о том, что межокеанические хребты, подобные хребту Ломоносова могут быть логичным продолжением континентальной плиты и, соответственно, шельфовой зоной с исключительными интересами той или иной страны, территория которой примыкает к данной акватории.
«В этой связи то, что соответствующая комиссия ООН несколько лет назад отказала нашей стране в удовлетворении заявки, выглядит во многом обоснованным. Хотя вопрос, наверное, может пониматься неоднозначно, и на это идет расчет со стороны нашей страны при подаче подобной заявки. Вопрос здесь скорее носит характер научной дискуссии, нежели однозначной юридической трактовки того, как это должно соотноситься», — считает Владимир Климанов.
«В этой связи то, что мы не теряем надежду и продолжаем подавать подобного рода заявки, тоже выглядит вполне оправданно. Без сомнения, каждой из стран мира, тем более тех, кто широким фронтом выходит к акваториям различных морей и океанов, следует отстаивать свои экономические интересы в зоне морской видимости прилегающих акваторий. Поэтому если бы наша заявка была удовлетворена, то экономическая выгода от исключительного пользования ресурсами, находящимися в данной шельфовой зоне, для нашей страны была бы, безусловно, позитивна», — уверен эксперт.
«Достаточно сказать, что сложное разделение морских акваторий, богатых нефтегазовыми ресурсами, происходило и в районе Северного моря, где нефте- и газодобычу ведут и Голландия, и Великобритания, и Норвегия. Соответственно, разделение этих морских участков носило важный характер. В странах Юго-Восточной Азии известны почти вооруженные конфликты, когда Китай конфликтует с другими странами за Парасельские и другие острова, примыкающие к острову Тайвань, которые бы определяли расширение зоны экономического влияния в акваториях соответствующих морей, тоже не бедных нефтегазовыми ресурсами на дне», — напоминает Климанов.
«Для нас все это представляется весьма важным и перспективным. С учетом того, что в последнее время наши арктические месторождения начинают играть все большую роль в структуре нефтегазодобычи в нашей стране, они должны быть поддержаны, но с пониманием того, что успех в утверждении подобных решений, мне кажется, маловероятен»,— резюмирует эксперт РАНХиГС.