В четверг, 6 августа, стало известно, что правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволит через суд ограничить юрисдикционный иммунитет иностранного государствана основе принципа взаимности. Этот законопроект является ответным шагом на арест российского имущества за рубежом. Об этом сообщается на официальном сайте правительства.
В сообщении говорится, что проект федерального закона называется «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», он был подготовлен Минюстом во исполнение поручения Правительства России.
Кроме того, сообщается, что практика внешнеэкономической деятельности России ведет к отказу от концепции абсолютного иммунитета, на которой базировалось советское процессуальное законодательство, а затем и российское. «Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и её органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на её участие в деле не испрашивается. Сложившееся положение обусловлено тем, что в законодательстве зарубежных стран широкое распространение получила концепция ограниченного иммунитета государства, в соответствии с которой иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности этих субъектов», — говорится в официальном сообщении.
Предполагается, что работать данный законопроект будет на принципе взаимности, то есть через суд Россия сможет ограничить иммунитет того государства, которое осуществляет неправомерные действия в отношении России и российского имущества, находящегося в его юрисдикции.
Профессор кафедры внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС, доктор политических наук, профессор Александр Михайленко считает, что с политической точки зрения, эта идея вполне обоснована: «На Западе должно быть понимание того, что мы обеспечим свой государственный суверенитет и сформируем необходимое национальное законодательство для противодействия этой угрозе», — рассуждает Александр Михайленко.
При этом профессор считает, что это усложнит отношения между РФ и странами, выступающими в защиту интересов экс-акционеров ЮКОСа: «Я думаю, что это на первом этапе станет фактором, обостряющим отношения между Россией и США, а также европейскими странами. В отношениях между странами часто возникают небольшие несовпадения интересов, которые потом, не будучи урегулированными, могут все больше усиливаться, и когда они перерастают в серьезные противоречия, то тогда уже обе стороны садятся за стол переговоров, чтобы найти приемлемое решение», — говорит эксперт.
«Я предполагаю, что сначала этот законопроект вызовет на Западе недовольство и скептицизм, но сильным аргументом в нашу пользу будет то, что у нас формируется соответствующее законодательство и имеется политическая воля, и мы приняли решение о политике в отношении имущества других стран на нашей территории. Думаю, что это приведет к тому, что стороны сядут за стол переговоров, и будут приняты взаимоприемлемые решения», — говорит Александр Михайленко.
По его мнению, допустим сценарий, по которому этот законопроект не будет необходимости принимать: «Когда этот законопроект пройдет дальше, ко второму или третьему чтению, то это станет сигналом нашим зарубежным партнерам, каким образом дело может для них обернуться. Соответственно, если они снимут напряжение, предпримут меры, в результате которых наши озабоченности будут учтены, то тогда вполне возможно, что цели будут достигнуты, и принятие закона не понадобится», — делится предположениями профессор. У России, по его словам, нет потребности обострять отношения с Западом без необходимости, мы нацелены на развитие сотрудничества.
«Если же в зарубежных странах продолжатся аресты нашей собственности, то законопроект будет обсуждаться и дальше. Тогда, я думаю, закон все же будет принят, и начнутся аресты иностранной собственности в России. Это будет наиболее острая форма противостояния. Сейчас многое зависит от реакции западных стран на то, что происходит в политическом и законодательном полях России», — резюмирует эксперт академии.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что в случае принятие данного закона, это может отразиться на российской экономике и на курсе рубля.
«Как только начнется взаимный арест имущества и в интересах экс-акционеров ЮКОСа на Западе, и в России в ответ на арест имущества, то мы будем наблюдать обострение войны санкций и осложнение политической ситуации. Это окончание периода мнимой разрядки, который был в этом году и заключался в Минских переговорахи о том, что в конечном счете мы получим примирение сторон и снятие санкций. Вот эта иллюзия будет уничтожена и естественно, на экономику это повлияет непосредственным образом», — уверен эксперт ИГСО.
«Во-первых, инвесторам будет понятно, что российская экономика — это экономика, превращающаяся в изгоя. И это происходит не потому, что на нее все ополчились на Западе, а потому, что она отвечает исключительно оборонительными мерами, не атакует и не имеет какого-то собственного плана наступления на Европейский союз», — рассуждает Колташов.
«Во-вторых, это будет дополнительный сигнал для оттока капиталов. Это будет означать, что надежда на возвращение ситуации с высокими мировыми ценами на нефть и без каких бы то ни было санкций иллюзорна. Следовательно, из российской экономики нужно уходить, если только в российской экономике не будут предприниматься реальные шаги по обеспечению роста. Пока таковых нет. Пока у нас есть смехотворный по сути антикризисный план, который уже на 60% выполнен, и кризис этого даже не заметил», — замечает эксперт.
По его словам, для многих компаний, в том числе и тех, чьиакции торгуются за рубежом, восприятие картины сильно изменится, так как они могут понять, что не будет никакой разрядки, и не будет разрешения конфликта между Россией и Западом в процессе переговоров. Это значит, что в результате не будет никакого спасения российской экономики извне, которое зависит теперь только от Запада. «С того момента, как в этом году более чем на 30% рухнул Shanghai Composite (SSEC), и китайская экономика стала входить в кризис (биржевой кризис там уже наступил, на подходе банковский кризис как форма общего развития кризиса), естественно остается одна надежда — это европейские и американские рынки», — говорит Василий Колташов.
Экономист особенно подчеркивает важность и необходимость для России старого европейского рынка сырья: «Россия не может позволить себе конфликт с Западом, потому что только оттуда может прийти спасение: только США и ЕС могут вывести мировую экономику из кризиса, они остаются лидерами, а все заявленные амбиции в рамках БРИКС — это не более, чем пиар. Естественно, что все это новое напряжение в войне санкций может усилить тревожность и деструктивное поведение бизнеса, когда он будет выводить деньги из российской экономики, то есть выводить их из оборота, свертывать какие-то свои проекты в промышленности, торговле, транспортной сфере. Естественно, это способно потянуть за собой рубль, потому что усилится спрос на иностранную валюту, и я полагаю, что Запад оставит каналы выхода для российского капитала, и они смогут уходить из России, оставляя после себя ослабленный рубль и слабеющую экономику», — прогнозирует эксперт ИГСО.
«Таким образом, этот шаг — решение по ЮКОСу может оказаться значительно более эффективной антироссийской мерой, чем все предыдущие санкции. Они скорее создавали эмоциональный накал, но не обозначали конфликта. Россия не может выплатить 50 миллиардов ЮКОСу, так как после этого будет какое-нибудь новое дело, например, выплатить Украине 50 миллиардов, которые Янукович якобы вывез в Россию, разорив Украину. То есть решения международных судов могут быть какими угодно и не в пользу России. Это такие же басманные суды»,— заявляет он.
Напомним, что год назад Гаагский суд объявил дело ЮКОСа с последующей распродажей его активов незаконной экспроприацией, он же присудил бывшим акционерам компенсацию в размере 50 миллиардов долларов, а также компенсацию судебных издержек на сумму 65 миллионов долларов. Примерно в то же время Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить экс-акционерам ЮКОСа 1,86 миллиардов евро компенсации и 300 тысяч евро в качестве возмещения судебных издержек.
Россия не спешит выплачивать компенсации. Поэтому бывшие акционеры ЮКОСа пытаются добиться ареста недипломатического имущества РФ в юрисдикции Бельгии и Франции. В июле этого года Конституционный суд РФ постановил, что «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции». Таким образом, российские власти могут попробовать избавиться от необходимости выплачивать компенсацию по иску ЕСПЧ.