Нестабильность экономики ведет к ревизии общественных настроений в Европе.
На прошлой неделе были обнародованы данные социологического опроса «Отношение к евреям в Европе», проведенного по заказу американской Антидиффамационной лиги (АДЛ) в семи странах Европы. Цифры говорят о том, что треть европейцев возлагают ответственность за нынешний экономический кризис на евреев, еще около 40% жителей ЕС уверены, что влияние еврейских бизнесменов в финансовом секторе мировой экономики слишком велико. В опросе участвовали жители Германии, Испании, Великобритании, Польши, Венгрии, Австрии и Франции. Об ответственности евреев за негатив, происходящий в мировой экономике и финансах, заявили 31% опрошенных, а еще 41% респондентов согласились с утверждением о том, что евреи обладают слишком большой властью на мировых финансовых рынках.
«Результаты опроса подтверждают, что антисемитизм по-прежнему жив в умах многих европейцев и не собирается сдавать свои позиции, - уверен Эбрахам Эйч Фоксман, региональный глава АДЛ. – Антисемитские настроения никуда не уходят, и это не может не огорчать. Евреев по-прежнему обвиняют в предательстве, притязаниях на мировое господство и в смерти Иисуса. В свете глобального финансового кризиса вера в чрезмерное могущество евреев в сфере бизнеса и финансов вызывает особые опасения, - полагает Фоксман. – Вековые антисемитские стереотипы, очевидно, сложно сломать, особенно на континенте, который после войны в Газе захлестнула волна насилия против евреев и еврейских учреждений».
Рост подобных настроений эксперты прогнозировали еще в прошлом году, в период начала шумихи в СМИ вокруг последствий экономического кризиса. В ходе прошедшего в Париже 7 октября 2008 года заседания Европейского совета по толерантности и взаимоуважению (ЕСТВ), Сопредседатель ЕСТВ, президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор, говорил о том, что «к сожалению, статистика показывает, что 60% населения Земли в той или иной степени подвержены опасному заболеванию под названием ксенофобия. Оно характеризуется тенденцией к обострению в периоды трансформаций в экономике и общественной сфере».
Европейская традиция сосуществования разных народов характеризуется длительным историческим периодом с высокой частотой появления открытой межкультурной конфронтации. Тут и крестовые походы, нашествие мавров на Испанию и их последующее изгнание, преследование гугенотов, борьба католической церкви с еретиками, Холокост, уходящий корнями в преследование евреев и цыган на протяжении всей европейской истории. Все эти факты отложились в исторической памяти и бессознательном европейского обывателя. Они отражены в любом курсе истории. Идея противостояния «другому» и «чужому», расцениваемому как препятствие для успешного развития твоей страны и личного успеха отражалась и в художественных произведениях. Предубежденность к «чужим» прослеживается в «Венецианском купце» Шекспира, известной легенде о Вечном Жиде (Агасфере). Можно вспомнить труды Ницше, вдохновившие немецких нацистов на создание Третьего Рейха для «правильных» людей и ликвидацию людей «неправильных».
Анализируя причины роста расистских и антисемитских настроений в Европе, многие недооценивают значение экономического фактора, обращая внимание прежде всего на явные межкультурные различия. Между тем именно экономика может быть ключевым драйвером агрессии по отношению к другим нациям. Печально известные события «Хрустальной ночи» 1938-го года известны как начало «открытой фазы» Холокоста, начало массовых арестов немецких евреев и конфискации их имущества. То, что произошло тогда, по сути стало экономическим Холокостом, практической реализацией государственной идеологии Третьего Рейха. Имущество и деньги евреев были использованы для реализации экономических, политических и военных проектов нацистов.
«Если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?», - спрашивал Маяковский. История учит, что практически ничто не происходит просто так и любое событие имеет свою подоплеку и заинтересованных лиц. Возможно, что в период кризиса у кого-то вновь может появиться соблазн использовать опыт Гитлера. Сегодняшняя нестабильность может стать предлогом для начала подготовки общественного мнения к новому переделу в экономической сфере. Нигде в Европе, по которой в январе этого года прокатилась волна антиизраильских демонстраций, зачастую переходивших в откровенно националистические и антисемитские выступления, власти не выступили масштабно и открыто против подобных акций и в защиту евреев. Те произраильские выступления, которые имели место, были в организованы близкими к государству Израиль общественными организациями и движениями. Подобное бездействие, не говоря об открытых и последовательных антисемитских выступлениях руководства Ирана, может иметь масштабные и трагические последствия и для Европы, и для всего мира. История Второй мировой войны, 70-летие начала которой мы отметим в этом году, свидетельствует об этом.
«Ситуация с развитием межкультурного диалога в Европе вызывает большие опасения, - отмечает Вячеслав Кантор. Только число проявлений антисемитизма зафиксированное за последние четыре недели в нескольких странах Западной Европы, в том числе Франции, Бельгии и Великобритании, не может не вызывать обеспокоенности: оно почти достигло половины от общего числа подобных инцидентов в этих странах за весь 2008 год. То, что мы наблюдаем сегодня - рост проявлений расизма и экстремизма, ксенофобии, антисемитизма - очень напоминает все то, что было 70 лет назад».
Опрос антидиффамационной лиги в силу специфики деятельности этой организации, призван выявить отношение европейцев именно к евреям. На самом деле проблема гораздо шире. Сегодня можно говорить не просто о росте антисемитизма в Европе, но и о кризисе межнациональных и межэтнических отношений в Старом Свете в целом. Тенденция питается последствиями экономического кризиса, ростом числа точек «локального сепаратизма», нерешенностью проблемы адаптации больших групп мигрантов, тяжелой ситуацией с безработицей в молодежной среде, базовыми различиями в культурных кодах мигрантов и коренного населения, стремлением определенных сил в угоду своим экономическим интересам дискредитировать одни народы, нации или религиозные группы в глазах других.
К современной Европе все реже применяют прилагательное «единая». Смогут ли власти и народы достойно принять вызов, последствия которого будут угрожать целостности Европы и мирному сосуществованию живущих в ней людей - это вопрос, ответ на который общество должно найти как можно скорее.