будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Мир
Романенко Сергей

(Не)разрешимая проблема статуса

(Не)разрешимая проблема статуса
98_romanenko

В международном дипломатическом и научном сообществах уже давно дебатируются различные варианты урегулирования проблемы Косово. Рассмотрим некоторые из них.

Если ставить своей целью сохранение Косово в составе Сербии, то прежде всего надо найти ответь на два вопроса: во-первых, возможно ли и как заставить албанцев отказаться от уже de facto обретенной ими государственности; во-вторых, – в состоянии ли и каким путем Сербия обеспечить свою власть, свой контроль над Косово? В нынешней ситуации на оба эти вопроса трудно дать отвечающий реальности положительный ответ.

Однако если все же теоретически представить себе возможность существования Сербии как полиэтничного государства, в котором албанцы будут вторым по численности народом и народом, составляющим большинство на территории Косово, то первым шагом к примирению должны стать взаимное признание вины перед другой стороной и взаимные извинения лидеров и государственных деятелей. Обе стороны должны признать полиэтничный характер общей территории – Косово.

С чисто практической точки зрения, сохранение связи Косово с Сербией в той или иной форме означает прекращение взаимного политического бойкота и формирование общей – полиэтничной – партийно-политической системы и структуры государственного управления. Это означает предоставление равных прав всем гражданам Сербии и Косово независимо от этнической и конфессиональной принадлежности: равного активного и пассивного избирательного права, занятие албанцами по национальности высших должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти в Белграде и, с другой стороны, соответственно, занятие таких же должностей сербами в Приштине (например – вице-президент, вице-премьер, вице-спикер, министры, руководители парламентских комитетов и т.д.). В парламентах (а то, что Косово будет представлять как минимум автономное образование, не подлежит никакому сомнению) – национальным фракциям - албанской в Белграде и сербской – в Приштине, независимо от численности фракций должны быть предоставлены реальные права, в некоторых заранее оговоренных вопросах – даже права veto вместе с правовыми механизмами разрешения подобных ситуаций. Это и будет реальным соединением двух процессов – преодоления национальных противоречий и становления демократической и консенсусной политической культуры. Однако это предполагает принципиально иной, ныне отсутствующий уровень доверия. А сейчас этого доверия нет. Ни сербское, ни косовско-албанское общество к такому варианту не готовы.

Вероятно, принцип«один человек – один голос», давно и эффективно действующий в западноевропейской и американской демократиях должен быть дополнен – по крайней мере на определенный переходный период - равенством этнических общностей (т.е. «один этнос – один голос»). Впрочем, и в этом случае возникнут проблемы. Первая – сразу же: «права этноса» потребуют и другие национальности, проживающие как в собственно Сербии, так и в Косово (и давайте не будем забывать, что хотя проблема Косово – это прежде всего проблема отношений между сербами и албанцами, на территории края проживают представители и других национальностей!). Вторая – по мере процесса формирования социальной структуры и развития политического процесса: внутри этнических общностей будут возникать социально-политические расхождения, что постепенно приведет к созданию сначала коалиций партий различных этносов на основе идеологии, а не этнического происхождения, а затем, возможно, даже к формированию полиэтничных политических партий (сколь труден и долог этот процесс показывает пример Боснии и Герцеговины). Пока же любое голосование по политическим проблемам предрешено этническим составом населения на территории каждого данного государственного образования.

Политики в Белграде должны отказаться от манипулирования сербским меньшинством в Косово. Надо всерьез, а не для победы на выборах, заняться и судьбой беженцев из Косово, находящихся на территории Сербии. А проблема беженцев, равно как и проблема исторических памятников на территории Косово, – это, увы, предмет политических спекуляций для манипулирования избирателями. Реальным же решением обеих проблем ни Белград, ни Приштина, ни международное сообщество пока не занимаются.

Наконец, властям и Сербии, и Косово надо заняться социально-экономическими и правовыми проблемами, которые ждут своего решения с конца 80-х гг. Несмотря на значительные этно-культурно-конфессиональные различия, обоим этносоциальным организмам присуща типологическая и региональная однотипность и обусловленные этим проблемы – запаздывающая модернизация, проблемы переходного периода, техническая отсталость, заинтересованность в иностранных инвестициях и займах, выстраивание новой правовой системы, безработица, коррупция и т.д.

Независимость, как впрочем, и любое иное решение на данном этапе, не будет окончательным. Представляется, что в нынешней ситуации она не будет способствовать ни ослаблению внутриполитического кризиса в Сербии, ни смягчению напряженности в отношениях между двумя народами, ни уменьшению негативного влияния роли Косово в международных отношениях в глобальном масштабе.

Словно признавая неизбежность независимости Косово – будь то международно согласованной или самопровозглашенной – часть сербских политиков выдвигает вопрос о т.наз. «компенсации» – выходе Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины присоединении ее к Сербии (в данном случае, с учетом этнического состава населения РС судьба референдума представляется предрешенной). Во-первых, это представляется крайне опасным, учитывая неизбежную общую дестабилизацию границ на постъюгославском пространстве. Следующим шагом неизбежно станет присоединение областей БиГ, населенных хорватами, к Хорватии. Что же будет с крошечными (и разрозненными) мусульманскими областями? В результате этого вероятность нового вооруженного конфликта станет весьма высокой. А в этом конфликте боснийско-мусульманское национальное движение неизбежно будет искать внешних союзников, что создаст возможность усиления в этих областях позиций государств и группировок, исповедующих идеологию радикального исламизма. Заинтересованы ли в этом Сербия и сербы? Все ли жители РС хотят присоединиться к Сербии или же они в рамках БиГ хотят как можно скорее войти в ЕС? Искренна ли игра в референдум сербских политиков БиГ?

Не говоря уже о том, что сама постановка вопроса о «компенсации» дискредитирует один из основополагающих тезисов сербской радикальной национальной идеологии – о Косово как о «колыбели» сербского народа. Возникает естественный вопрос: возможно ли компенсировать утрату единственной «колыбели»? Фактически предложение о «компенсации» показывает, что и в случае Косово речь идет об обыкновенных этнотерриториальных требованиях на основе естественного права. Не говоря уже о том, что в современных условиях «величие» и «сила» государства не определяются размером его территории. Да и есть ли у Сербии, самой задыхающейся от множества застарелых социально-экономических проблем, силы «поднять» территорию Республики Сербской?

Еще одним вариантом решения представляется раздел Косово по этнотерриториальному признаку. Однако и этот вариант не представляется осуществимым и ведущим к стабильности в регионе. Во-первых, он ставит под вопрос существования самой сербской государственности. И дело здесь не только в том, что отделения от Сербии потребуют три области на юге собственно Сербии, где албанцы составляют большинство населения. В Сербии существуют и другие вопросы, связанные проблемой статуса и территориальной целостности – Санджак и Воеводина. Сторонники раздела Косово в подтверждение своей правоты ссылаются на пример раздела Кипра. Однако эта аналогия не представляется убедительной: раздел Кипра был осуществлен в результате военной интервенции, Турецкая Республика Северного Кипра остается никем, кроме Турции, не признанной, причем раздел острова и государства не привел не только к устранению, но даже к смягчению межэтнического конфликта. Не говоря уже о том, что сама идея раздела Косово была отвергнута и обеими сторонами, и международным сообществом еще в 1999 г. – наряду с возвращением ситуации до 1999 г. и вхождением Косово в состав других государств, «нет» было сказано и его разделу. Кроме того, призыв опереться на пример Кипра опровергает тезис о «прецедентности» ситуации Косово. Не будут же подобным образом делить некоторые территории в Западной Европе и на постсоветском пространстве?!

Будет ли провозглашение или тем более – самопровзглашение – независимости Косово окончательным решением? На наш взгляд, вряд ли. Самопровозглашение независимости Косово будет наихудшим (но, надо смотреть правде в глаза – пока самым реальным после 10 декабря 2007 г.) вариантом и для сербско-албанских двусторонних отношений (причем для обеих сторон), и для международной ситуации в целом, и для и мировой дипломатии, и для отношений России с США и ЕС. Конфликт будет загнан в угол, появятся новые дестабилизирующие и конфликтогенные факторы, прежде всего – этнотерриториальные претензии. Поэтому сейчас надо думать о том, как минимизировать грядущий ущерб, не «глобализируя» и не абсолютизируя так называемый «прецедент Косово».

О реальном значении и месте «фактора Косово» в международной политике хотелось бы сказать особо. На наш взгляд, этой болезненной и трагической проблеме зачастую придают слишком большое значение и для взаимоотношений России с США и ЕС, и для судеб Европы. Если бросить взгляд на хронологическую таблицу, с одной стороны, и на карту Европы, – с другой, то мы увидим, что каждый подобного рода конфликт имел и имеет свои причины, свои условия возникновения, свою динамику развития и свои условия и формы разрешения. Поэтому обобщения должны быть очень осторожными. Тем более, что часто «обобщающие» не знают конкретной ситуации ни в одном из сравниваемых конфликтов. Вероятно, с правовой точки зрения, эти конфликты можно сравнивать. С точки зрения конфликтологии - тоже. Однако с точки зрения истории и этнологии, которые никогда и нигде не знают повторений («нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), это невозможно. Можно принять любые резолюции на любом уровне о прецедентности косовского или любого иного конфликта. Но в реальности каждый из них будет решен своим путем и в своих собственных формах.

Очевидно, что природа и причины конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Косово, Боснии и Герцеговине, Македонии, Басконии, Шотландии, Северной Ирландии и Бельгии совершенно различны. Обсуждаемые сейчас проблемы, например, изменения статуса Шотландии или распада Бельгии, статуса Приднестровья и т.д., очевидно не имеют к Косово никакого отношения. И если в Великобритании, Бельгии, Испании или Молдавии и других европейских странах суждено произойти политико-правовым или этнотерриториальным изменениям, то очевидно, причина их будет корениться явно не в независимости Косово.

Если же попытаться обобщить все подобного рода конфликты в Европе, то надо рассматривать не один «прецедент», который якобы перевернет весь континент, а ситуацию в Европе (или в различных ее регионах) в целом с точки зрения взаимоотношения «этнос – государство – общество». Вероятно, идя о общего к частному, надо говорить о новом этапе развития государственности, новом этапе процесса национального самоопределения, который не вчера начался и не завтра закончится. А требовать его отмены или запрета равносильно требованию отмены исторического развитии. Тем более, что история показывает, что рано или поздно этот процесс осуществляется. Ведь и образование самой Югославии в 1918 г. стало результатом именно распада Австро-Венгрии, в котором не последнюю роль сыграли и процесс национального самоопределения входивших в нее народов, и этнотерриториальные притязания Сербии под лозунгом «освобождения братьев». А абсолютизация и прецедентность «случая Косово» реально ничего не даст – ни юридически, ни политически, ни для научного понимания проблемы.

Надежды возлагают и на решение проблемы Косово в рамках ЕС, когда, как полагают, национальные границы и этническое самосознание (в том числе, и историческая память) якобы не будут иметь никакого значения, а НАТО будет гарантировать неизменность сложившихся, но не отмененных границ. Однако и это может оказаться иллюзией. Во-первых, даже между «старыми» членами ЕС существуют этнотерриториальные проблемы, обусловленные болезненным отношением к проблемам прошлого. Во-вторых, не надо абсолютизировать и идеализировать ЕС ни как организацию, ни как новую формирующуюся общность, развитие которой идет отнюдь не гладко и бесконфликтно. Иное дело – может ли она предложить механизмы и процедуры мирного разрешения подобных конфликтов, примирения национальных историй, национального сознания. Насколько и с какой быстротой и глубиной проникнутся Сербия и Косово западноевропейскими принципами и ценностями? Слово «западноеропейский» в данном случае используется только для характеристики историко-географического региона, но не в качестве синонима понятия «Запад».

Вышеизложенное приводит нас к вопросу об освещении конфликта в Косово. В этом смысле историки и журналисты, как и дипломаты, являются посредниками. Они должны чувствовать не только боль и обиды – реальные – своего народа, но и дать почувствовать своим читателям обиды каждого народа, который по отношению к другому предстает в образе соперника или даже врага. И, кроме того, конечно, постараться отделить реальные преступления и обиды от вымышленных, избегать преувеличения и раздувания. Наша задача – не выносить приговор, а объяснять причины. И в этом случае историк подобен врачу – он прикасается к ране не для того, чтобы разворошить ее, а для того, чтобы вылечить. Иногда прикосновение может быть болезненным, но без него не обойтись – т.е. без открытого и честного обсуждения, без отказа от застарелых догм, мифов и стереотипов с обеих сторон.

См. также:

  • Лев Никифоров. Косово: новые инициативы против одностороннего решения
  • Лев Никифоров. Новые перспективы для Косово
  • Сергей Романенко. Пародоксальная трагедия
  • Сергей Романенко. Балканские эксперты на фоне Косово
  • Интервью с Аллой Язьковой. Нестандартные решения для непризнанных республик
Романенко Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).