По стенограмме пресс-конференции президентов Буша и Путина в Любляне четко видно: если Буш заметно активнее делал комплименты личным качествам своего визави, то президент Путин был ощутимо лояльнее в отношении непосредственной повестки саммита. Путин явно дал понять, что по двум конкретным болезненным темам - по НПРО и расширению НАТО - Россия готова к переговорам. По вопросу о НАТО Путин, отметив отрицательную позицию России, сказал, что расширение НАТО "может быть предметом отдельного разговора", а по НПРО пошел даже далее, предположив, что Россия и США смогут "выработать общий подход". А президент Буш заявил, что доверяет Путину (после того, как посмотрел ему в глаза), и позвал его на ранчо. Видимо, оба президента достигли от встречи ровно того, на что рассчитывали.
Демократический лагерь в США уже приступил к резкой критике Буша за заявление о доверии Путину. The New York Times цитирует сенатора Байдена: "Я не верю г-ну Путину; надеюсь, президент выражался стилистически, а не по существу". Обратил на себя внимание и тот факт, что Буш никак не коснулся публично Чечни и свободы прессы в России. При этом очевидно, что главным тормозом американской национальной ПРО выступает уже не Россия, а европейские державы. В таких условиях задача Путина, видимо, сводилась к тому, чтобы выгоднее разменивать лояльность планам США, осуществление которых в первоначальном виде все равно пока под вопросом. Для Путина главное - разблокировать российско-американские отношения, ввести Россию в ВТО, сохранить членство в "Большой восьмерке". Как конкретно выглядел торг, предположить довольно трудно, и, скорее всего, примитивного торга не было, как сообщил потом президент Буш.
В условиях изменившихся отношений внутри западного сообщества, некоторого охлаждения между Европой и Америкой, заметного не только по теме ПРО, но, например, и по казни Тимоти Маквея, сильно раскритикованной в Европе, простой торг действительно вряд ли возможен. Россия, несколько отойдя от резкой внешней политики начала путинского (и конца ельцинского) правления, теперь желала бы иметь свою практическую выгоду от балансирования между США, Европой и Китаем, осознавая при этом, что ее собственный политический вес не безграничен. В Любляне Путин получил публичное обещание помочь с вступлением в ВТО, сигнал американскому деловому сообществу о реальности ведения бизнеса с Россией - и ему почти ничего не пришлось отдавать взамен. Договоренность о создании совместных комиссий по изучению ядерных угроз, требующих НПРО - аккуратный дипломатический ход, который позволит потом России сыграть в любую сторону в зависимости от конъюнктуры в Европе. Хотя понятно, что далеко не популистский шаг Буша, отрекомендовавшего российского президента своим соотечественникам, предполагает конструктивное сотрудничество российских коллег. Известная российская риторика о вступлении России в НАТО как условии его расширения была окончательно зафиксирована в качестве полноценной официальной позиции.
В том же ряду стоит долговая тема, которую американская администрация аккуратно разминала перед саммитом, намекая, что списание либо реструктуризация долга Парижскому клубу теоретически возможна. Как пишут "Ведомости" со ссылкой на кремлевский источник, на переговорах с Бушем Путин не просил о списании, а просто "вспомнил в ходе переговоров об этой теме". Это и есть небанальный торг.
В итоге сегодня Россия, наверное, больше выиграла от люблянской встречи. Расширение НАТО - очевидная реальность, к которой России просто придется приспособиться. Развитие темы ПРО будет зависеть от новых предложений, которые США смогут сформулировать Европе. Но российский президент Путин уже теперь получил в Америке некую легитимность и несколько разморозил отношения. За двумя краткими встречами в Генуе (июль) и Шанхае (октябрь) должен последовать визит Путина в Америку. К тому моменту ситуация должна проясниться еще более.