Англоязычные СМИ обсуждают тему Турции. Начало оживлению этой темы положили президентские выборы в конце июня, когда был переизбран президент Реджеп Тайип Эрдоган. Вскоре после переизбрания последовала инаугурация, по поводу которой комментаторы сетовали на то, что власть в Турции становится все более авторитарной. Теперь Турция обсуждается в контексте встречи участников НАТО, которая проходит на этой неделе.
По итогам новой инаугурации, пишет Wall Street Jousrnal, Эрдоган получил значительно больше власти, чем раньше. При этом он сразу обозначил амбициозный план сделать Турцию главным посредником между Востоком и Западом. Этот план, по всей видимости, пройдет первое испытание уже на встрече НАТО. Также начало нового президентского срока Эрдогана ознаменовалось тем, что в числе гостей на церемонии присутствовал премьер-министр России Дмитрий Медведев и не было ни одного видного американского чиновника. Такая конфигурация отразила сближение Турции с Москвой и напряженность в отношениях с Вашингтоном.
Действительно, в отношениях между Турцией и США сейчас наблюдается охлаждение. США недовольны решением Турции приобрести у России противоракетный щит. Турецкие власти по-прежнему тщетно добиваются от Вашингтона экстрадиции Фетхуллаха Гюлена, исламского проповедника, которого подозревают в организации неудавшегося государственного переворота летом 2016 г.
Настоящая угроза для НАТО, пишет Bloomberg, - это Турция, а вовсе не президент США Дональд Трамп. Трамп просто очень шумный и много ругается. Он критикует союзников за недостаточно усердное финансовое участие в альянсе. Но связанные с этой риторикой опасения довольно безосновательны. Какими бы ни были жесты и высказывания, США действуют вполне рационально, поэтому серьезного беспокойства такие заявления вызывать не должны.
По-настоящему слабое звено в альянсе, считает автор, - это Турция. А слабость его в том, что Турция все больше втягивается в сферу влияния России, для противостояния с которой собственно и создавался альянс. Между тем, Турция покупает у России системы противовоздушной обороны, Россия построила ей атомную электростанцию, а также эти две страны в двустороннем порядке обсуждают будущее Сирии. Иными словами, пишет автор, Россия пытается «переманить» Турцию на свою орбиту, что особенно впечатляюще выглядит на фоне событий 2015 г., когда они были недалеки от войны.
В связи с этим, считает автор, главная задача США на нынешнем саммите НАТО состоит в том, чтобы сплотить прочих союзников против Эрдогана, поведение которого, с точки зрения альянса, неблагонадежно. НАТО не предусматривает специального механизма, чтобы исключить участника, но по крайней мере, нехороший участник должен почувствовать некоторое давление за то, что он заигрывает с Россией.
До сих пор Трамп мало внимания уделял поведению Турции, а все больше наседал на других за недостаточные оборонные расходы. При этом давление на союзников по этой линии даже дало плоды: расходы увеличились (пусть и не настолько, насколько добивался Трамп). Но сейчас, по мнению автора, важнее не это, а удержание в альянсе сомнительного участника в лице Турции.